Минпромторг предложил выдавать льготные кредиты на закупку приоритетного импорта

Стоимость займов по программе составит 30% от ключевой ставки плюс 3 п. п.
Власти пытаются удерживать импорт от обвала / Алексей Павлишак / ТАСС

Минпромторг предложил выдавать льготные кредиты на закупку приоритетных для российской экономики импортных товаров, следует из проекта постановления правительства, который был направлен в аппарат правительства первым заместителем министра промышленности и торговли Василием Осьмаковым. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Стоимость кредита будет рассчитываться по следующей формуле: 30% от ключевой ставки плюс 3 процентных пункта. На компенсацию потерь банкам будет предоставлена субсидия в размере 70% от ставки ЦБ. Компенсация финансовым организациям также ограничивается по срокам. Льготная ставка может действовать до 12 месяцев для импортных контрактов на закупку продукции для оперативных потребностей и 36 месяцев для инвестиционных проектов.

Согласно документу, правила предоставления субсидий предусматривают, что сумма обязательств по импортному контракту должна быть не менее 3 млн руб., объем кредита в общем режиме не может превышать 10 млрд руб. Займы в диапазоне от 10 млрд до 30 млрд руб. могут предоставляться по отдельным решениям Минпромторга по согласованию с Министерством экономического развития. Кредит на сумму более 30 млрд руб. можно будет получить на основании отдельного распоряжения правительства.

Продукция, под закупку которой можно получить льготный кредит, сгруппирована в два раздела: товары для сельского хозяйства и промышленности. В общей сложности перечень приоритетного импорта включает несколько сотен видов товаров из таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности – от семян и сельскохозяйственных культур до сахара и кофе в первом разделе и от металлов, станков и телекоммуникационного оборудования до пуговиц и гаек во втором. Проект постановления был доработан Минпромторгом с учетом замечаний к его предыдущим версиям со стороны Минфина и Минэка, следует из документа.

В пресс-службе Минпромторга подтвердили разработку программы субсидирования кредитов на закупку импорта, но деталей уточнять не стали. Представители Минфина, Минэка и аппарата правительства не ответили на запрос «Ведомостей».

Главное – не помешать

С момента введения санкций власти всячески пытаются повысить темпы импорта, поскольку резкое снижение объемов ввоза после начала спецоперации – одна из ключевых проблем, с которыми столкнулась российская экономика. Например, в апреле объем ввоза в Россию из ЕС, согласно данным Евростата, упал на 55% год к году (российская таможня перестала публиковать данные об объемах внешней торговли). ЦБ в своем последнем докладе о денежно-кредитной политике спрогнозировал резкое падение импорта в Россию в 2022 г.: падение может составить от 32,5 до 36,5%, экспорт из России сократится на 17–21%.

Первой мерой поддержки импортеров стала фиксация курса при расчете ввозного НДС на дату до начала военных действий. Затем правительство обнулило пошлины на товары так называемого критического импорта – их список не совпадает с перечнем приоритетных для ввоза товаров, в том числе поскольку он согласовывался с ЕАЭС.

Государство фактически предлагает компенсировать российским компаниям возросшие затраты, возникающие вследствие валютной волатильности и связанных с этим мероприятий Центробанка по стабилизации экономической обстановки, полагает руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Сейчас мы находимся в ситуации, когда Центробанк должен поддерживать высокую ключевую ставку, что выливается в дорогие кредиты, констатировал он. В то же время стоимость импортных товаров также выросла, напомнил юрист. Фактически это удар с обеих сторон – подорожали как деньги, так и сами товары. Если инициатива будет утверждена, то фактически российские компании смогут приобретать исчерпывающий перечень импортных товаров в рассрочку по кредитам с низкой ставкой, отметил Шицле.

Вместе с тем компаниям, которые приобретают оборудование, придется пройти сложный путь, так как субсидия предоставляется банкам по заключенным кредитным договорам, т. е. сначала импортер должен заключить импортный контракт, а также согласовать соответствующие условия кредитного соглашения с банком, обратила внимание член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. С другой стороны, в такой конструкции банки сами осуществляют первичную проверку добросовестности получателя государственных мер поддержки, отмечает она. Облегчить такую конструкцию может использование некой «уполномоченной организации», которая должна взять на себя трудозатраты и риски импортных контрактов, считает Орехович.

Важно, чтобы мера коснулась импорта только тех позиций, где зависимость критическая, а перспективы собственного производства отсутствуют или очень отдаленные, отметил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Если же поддерживать импорт товаров, где есть возможность для быстрого замещения отечественными аналогами, то это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности производства и будет тормозить развитие отечественных отраслей, продолжил он. По его словам, политика правительства последовательна в плане обеспечения физической и экономической доступности кредитов. Пока ключевая ставка ЦБ находится на уровне 14%, без субсидий на закупку материалов и сырья, включая животных, ингредиенты, корма и т. д., бизнесу было бы сложно, а высокие проценты по займам увеличивали бы себестоимость, которая и так растет по многим причинам, резюмировал Юшин.

Компенсация 70% кредитной ставки – это довольно существенно, но в нынешних условиях значимого влияния на объемы импорта мера вряд ли окажет, отметил член президиума общероссийской общественной организации «Опора России» Алексей Небольсин. Многие европейские производители отказались от поставок в Россию или предлагают доставлять самовывозом, через Прибалтику или тем более Польшу сейчас проехать практически невозможно, а новые логистические цепочки – через Молдавию, Грузию и Казахстан – пока только создаются, продолжил эксперт. Возможно, на данный момент более актуальны другие меры поддержки, например помощь в организации массовых поставок, добавил Небольсин.