Гаутам Адани: состояние $100 млрд и приключения в стиле криминальной драмы

Как сын скромного торговца текстилем с севера Индии стал мультимиллиардером
Председатель совета директоров Adani Group Гаутам Адани/ Reuters

Сейчас на Земле только семь человек богаче индийца Гаутама Адани, утверждает индекс миллиардеров Bloomberg. А еще недавно Адани добирался до 5-го места, пропустив вперед лишь Илона Маска, Бернара Арно, Джеффа Безоса и Билла Гейтса и обогнав Уоррена Баффетта (с тех пор котировки его компаний слегка снизились). По оценке Bloomberg, Адани «стоит» $100 млрд. Forbes в режиме реального времени оценивает Адани в $106 млрд и ставит на 6-е место в мире, сразу за Баффеттом. Но в отличие от оракула из Омахи, ведущего тихую размеренную жизнь, Адани мог бы стать персонажем криминальной драмы: когда-то его похищали бандиты, а уже в нашем веке он целую ночь прятался от террористов, рыскающих по зданию.

В 2020 г. Forbes оценивал состояние Адани в $8,9 млрд, в 2021 г. – в $50,5 млрд. В официальном рейтинге этого года (составлен по состоянию на 11 марта) Адани даже не был самым богатым индийцем. Он занимал 11-е место с $90 млрд, и его незначительно обгонял Мукеш Амбани – харизматичный богач, живущий в Мумбаи в личном небоскребе.

Но Амбани развивает бизнес-империю, унаследованную от отца. А Адани построил Adani Group собственными руками с нуля. Похоже, теперь им предстоит столкнуться лбами. У них обоих сильно диверсифицированный бизнес, причем у Амбани в него входит мощная медиаимперия. Адани же, со своей стороны, 27 апреля, в день, когда по версии Bloomberg он ненадолго стал богаче Баффетта, объявил о планирующейся масштабной экспансии в медиа. Его Adani Group планирует приобретать доли в существующих медиапредприятиях, а не запускать новые.

Первый шаг был сделан еще в марте этого года: куплена миноритарная доля в интернет-издании деловых новостей The Quint. Ее размер и стоимость сделки не сообщаются. Мало подробностей и о планах Адани по захвату индийского медиарынка. Сообщается, что некоторые телекомпании и новостные агентства уже обратились к Adani Group с предложением обсудить сделку, а еще нескольким холдинг сделает предложение сам. Адани обещает воздержаться от вмешательства в редакционную политику, передают источники Bloomberg.

Торговец алмазами

Отец Адани был скромным торговцем текстилем в маленьком городке Тарад на севере индийского штата Гуджарат. В погоне за покупателями он переехал вместе с лавкой в Ахмадабад, крупнейший город штата. Там 24 июня 1962 г. и появился на свет четвертый из семи детей, которого назвали Гаутам. В 16 лет он заявил отцу, что не намерен наследовать его магазинчик. «Я бросил школу и в 16 лет уехал в Мумбаи (тогда – Бомбей. – «Ведомости»), чтобы попытать счастья в каком-нибудь бизнесе», – вспоминал он на страницах Financial Times.

Адани устроился сортировщиком алмазов в компанию Mahendra Brothers. Разобравшись в продукте, он попробовал силы как посредник при продаже драгоценных камней. Лучшей своей сделкой он называл Forbes первую партию бриллиантов, о поставке которой он договорился с владельцами уличных магазинчиков: «Это дало мне уверенность, что я умею заключать сделки!» Затем он открыл собственную фирму по торговле бриллиантами на мумбайском ювелирном рынке Zaveri Bazaar.

Адани не единственный из братьев, кто не захотел идти по стопам отца и сидеть в текстильной лавке. Его старший брат основал фабрику по производству поливинилхлорида (ПВХ, сырье для производства пластмасс) в Ахмадабаде. Бизнес бурно развивался, и брат вызвал Адани из Мумбаи, чтобы тот помог ему наладить закупки. Заводу требовалось 20 т ПВХ в месяц, а единственный производитель в Индии Indian Petrochemicals Corporation Limited выпускал не более 2 т ПВХ, писала индийская газета The Economic Times. Старожилы до сих пор помнят, как Адани гонял по Ахмадабаду на сером скутере, а сзади сидел его друг детства, дантист Малай Махадев. Дело в том, что в Индии с ее разнообразием языков чиновники предпочитали общаться на английском, а Адани в отличие от Махадева говорил на нем весьма посредственно, объясняет The Times of India. Поэтому, добиваясь разрешения на импорт сырья, он звал себе на помощь друга. В 1983 г. Адани побывал в Южной Корее и заключил весьма выгодный контракт на поставку продукции фабрики брата – неизвестно, справился ли он сам или повез приятеля с собой и за границу.

Адани пытался подвести под практические знания теоретическую базу и поступил на факультет коммерции Университета Гуджарата. Но бросил его на втором курсе. Теории он предпочитал практику. В 1988 г. Адани решил, что пора работать на себя, и основал торговую фирму, из которой потом выросла его бизнес-империя. Начал он с импорта ПВХ. Для ввоза этого сырья нужно было разрешение, так называемое LoAs. Адани собирал LoAs у мелких производителей пластика и делал оптовые заказы. Также он стал партнером Государственной экспортной корпорации Гуджарата (GSEC), которая помогала мелкому бизнесу с поставками ПВХ. Для заказов корпорации не требовалось разрешительных писем, так что Адани делал закупку больше, чем просила GSEC, и распродавал излишки. А потом он смог получить гослицензию на импорт в определенных объемах, писала The Economic Times.

Цены на ПВХ сильно колебались, и если они взлетали, то конкуренты предлагали своим покупателям заплатить больше предусмотренного контрактом – или они продадут партию другим желающим. Адани же держал слово и продавал по заранее обговоренной цене даже себе в убыток, рассказывал один из его сотрудников The Economic Times. За ним укрепилась добрая слава, что помогло найти новых клиентов, когда фирма стала расширять ассортимент товаров: к ПВХ прибавилась сельхозпродукция, текстиль, металлы. Фирму назвали Adani, Махадев со временем стал ее топ-менеджером, а Адани сменил скутер на автомобиль Maruti 800 (на него очень похожа российская «Ока»), а потом на целый парк BMW и Ferrari, к которым прибавился небольшой воздушный флот из нескольких вертолетов и бизнес-джетов.

От порта и далее

Экономическая либерализация 1991 г. в Индии оказалась для Адани сущим благом. Среди мер было снижение экспортно-импортных барьеров, и его Adani Group быстро развивалась. Он договорился с американским партнером, компанией Cargill, построить отдельный причал для экспорта соли в Японию около города Мундра (штат Гуджарат). Но на полпути Cargill отказалась от сделки: известный индийский политик Джордж Фернандес начал кампанию протеста против чрезмерного участия американцев в индийском бизнесе – и они предпочли выйти из проекта. К удаче Адани, власти штата как раз запустили программу государственно-частного партнерства и развития портов, и проект удалось завершить, а потом превратить причал в полноценный порт Мундра. Он работает с 1998 г. и является крупнейшим частным портом в Индии. В марте 2019 г. он первым в стране преодолел отметку в 200 млн т переваленных за год грузов. Следующая веха, 400 млн т, должна быть достигнута к 2025 г.

К портовому бизнесу прибавились другие. В 1999 г. Адани занялся торговлей углем. Через несколько лет рядом с портом Мундра открылась особая экономическая зона. Сложив наличие угля на складе и множество потребителей электроэнергии, Адани в 2006 г. занялся строительством угольных электростанций. Опыт в этой сфере у него был: еще с середины 1990-х он выступал посредником при торговле электроэнергией. Энергетический бизнес выделен в публичную компанию Adani Power, возобновляемые источники энергии – в Adani Green Energy, а бизнес по передаче электроэнергии – в Adani Transmission. Всего у Adani Group семь «дочек», выведенных на биржу. Когда индиец зажигает газ на плите, то его поставляет Adani Total Gas. Жарит он на масле, которое произведено Adani Wilmar (совместное предприятие с сингапурской Wilmar International), как и многое другое на кухне, от риса до сахара. Часть продуктов импортированы через порты, входящие в Adani Ports. А в Adani Enterprises собрано множество других бизнесов, с которыми рядовой индиец сталкивается каждый день: добыча угля, дорожное строительство, аэропорты, дата-центры и многое другое.

Бизнес-империя Адани дважды могла остаться без основателя. 1 января 1998 г. Адани и его друг были похищены. Их машина вынуждена была остановиться из-за скутера, перегородившего дорогу. Из затормозившего рядом фургона выбежала группа мужчин и, угрожая оружием, увезла обоих. По сведениям The Indian Express, через несколько дней был выплачен выкуп, аналог $2 млн в индийский рупиях, после чего похищенных отпустили.

Полиция потратила годы, чтобы найти похитителей. Но спустя 20 лет, в 2018 г., два предполагаемых организатора были оправданы судом: Адани и его приятель так и не явились для дачи показаний, несмотря на неоднократные судебные повестки. Правда, одного из двух подозреваемых по прозвищу Фазлу так и не выпустили из изолятора: The Indian Express называет его одним из самых страшных вымогателей 1990-х и начала 2000-х, ему были предъявлены обвинения в похищении людей в ряде штатов.

Второй раз Адани оказался на грани гибели 26 ноября 2008 г., когда террористы расстреляли мирных граждан на ряде объектов. Одним из них был отель Taj Mahal Palace & Tower. В десятом часу вечера Адани как раз обедал там с гендиректором Dubai Ports. Он рассказывал The Times of India, что видел террористов с расстояние около 5 м, но смог убежать и прятался на кухне ресторана и в туалете, пока около девяти утра его не вывели из здания спецназовцы.

Вместе с линией партии

Адани сумел создать бизнес-империю в том числе потому, что всегда стремится рисковать по-крупному, пишет The Times of India, и при этом умеет держать удар. По его лицу невозможно понять, хорошие или плохие новости он узнал несколько минут назад. Financial Times писала, что традиционная стратегия Адани – набрать кредитов, наладить новый бизнес и, как только тот покажет небольшую прибыль, снова влезть в долги ради нового бизнеса.

Другая важная черта – умение располагать к себе людей и стремление поддерживать со всеми хорошие отношения. Когда порт Мундра только строился, одному из его подчиненных пришла в голову идея сделать плавучие волнорезы. Был изготовлен дорогой прототип, рассказывает The Times of India. Но буквально через 20 минут после его спуска на воду стало ясно, что эксперимент полностью провалился и пора списывать убытки. Адани спокойно наблюдал за катастрофой, потом приобнял автора идеи и сказал: «Что ж, это была неплохая попытка». Сотрудник расплакался и верой и правдой проработал в компании еще 15 лет.

Или как-то сотрудник Adani ошибся при торговле сахаром, что привело к убыткам в несколько миллионов долларов. Он принес извинения и написал заявление об отставке. Адани разорвал бумагу со словами: «После этого урока ты никогда не совершишь подобной ошибки. Так почему не я, а следующий работодатель должен извлечь выгоду из твоего обучения, которое оплатил я?»

Не менее умело он общается с политиками. У Адани были чрезвычайно тесные отношения с главными министрами штата Гуджарат начиная с Чиманбхая Пателя (1990–1994 гг.), писала The Times of India. Он сумел найти подход и к Нарендре Моди, который был главным министром штата в 2001–2014 гг. и поначалу был настроен настороженно по отношению к бизнесу. После гуджаратского погрома, когда столкнулись радикальные индуисты и мусульмане, многие предприниматели из объединения Confederation of Indian Industry критиковали Моди: беспорядки отпугнули инвесторов. Адани оказался одним из немногих поддержавших министра.

Другой яркий пример приводит The Economic Times: в 2013 г. организаторы проходившей в США конференции Wharton India Economic Forum отменили выступление Моди с онлайн-докладом из-за протестов американских студентов. Среди прочего они обвиняли его в попустительстве религиозным погромам. После этого Adani Group отказалась быть главным спонсором конференции без объяснения причин.

С 2014 г. Моди является премьер-министром Индии. Порой слышны разговоры о кумовстве, пишет Bloomberg, но Адани отвергает подобные подозрения. Он уверяет, что преуспевает благодаря согласованию своих инвестиций с приоритетами правительства Моди. «Моя стратегия ориентирована на нацприоритеты Индии, – говорил он Forbes. – Я надеюсь, что меня будут помнить как человека, создавшего уникальную инфраструктуру для Индии и внесшего свой вклад в историю экономического роста страны». То, что делает Adani Group, соответствует тому, как правительство видит развитие экономики, подтверждали эксперты интернет-издания ThePrint: «Поэтому перед этим холдингом лежит гладкая дорога». Впрочем, Адани не уникален – многие индийские бизнесмены идут этим путем, добавляет издание.

Например, в 2015 г. Адани основал компанию Adani Green Energy, занимающуюся возобновляемыми источниками энергии. Летом 2020 г. она выиграла госконтракт на развитие солнечной энергетики, включая строительство солнечных электростанций суммарной мощностью 8 ГВт и местного производства солнечных панелей. Государство гарантировало фиксированный тариф на электроэнергию 2,92 рупии за 1 кВт ч в течение 25 лет и повысило пошлины на поставки зарубежных солнечных батарей. «Это позволит реализовать национальную программу AtmaNirbhar Bharat Abhiyan», – сказал Моди в интервью газете The Financial Express, имея в виду запущенную им программу по повышению самодостаточности Индии.

Еще один приоритет Моди – развитие авиаперевозок. В феврале – августе 2020 г. Адани скупил в общей сложности 74% акций международного аэропорта Мумбаи, второго по загруженности в Индии. Сейчас у его холдинга уже восемь аэропортов, обеспечивающих не менее 20% общего пассажиропотока в Индии, пишет индийская газета Business Line. В IV финансовом квартале (завершился 31 марта этого года) Adani Airports Holdings стал вторым по величине источником выручки Adani Group, принеся 171 млрд рупий (более $2,2 млрд). Конечно, не все начинания Адани увенчиваются успехом. Худшим своим бизнес-решением он называл Forbes попытку заняться розничной торговлей: «Затея оказалась неудачной, в 2007 г. пришлось выйти из этого бизнеса».