«Северстали» придется искать место для своего проката в России

Компания ищет направления сбыта из-за запрета на поставки в Европу
«Северсталь» намерена заполнить российский рынок своим прокатом/ Александр Коркка / РИА Новости

«Северсталь» в 2022 г. рассчитывает снизить экспорт и увеличить долю продаж горячекатаных рулонов на внутреннем рынке до 49%, или до 1,3 млн т. Об этом говорится в презентации начальника управления продаж производителям труб малого и среднего диаметра «Северстали» Анны Киприной. Документ есть у «Ведомостей».

В 2021 г. доля экспорта этой продукции у компании составляла 71%, или 2,1 млн т. По данным «Северстали», уровень цен на горячекатаный рулон в мае 2022 г. составляет в России $930 за 1 т на базисе FOB, в Турции – $1065 за 1 т, в Северной Европе на базисе EXW – $1337.

«Северсталь» стала первой российской металлургической компанией, которая пострадала от европейских санкций в 2022 г. из-за российской СВО на Украине. После того как в санкционные списки попал ее основной владелец Алексей Мордашов, потребители и трейдеры в ЕС стали отказываться от продукции «Северстали». На экспорт в ЕС у компании в 2021 г. пришлось порядка 2,5 млн т продукции на $3,9 млрд, или около трети выручки. «Северсталь» в основном поставляла в ЕС листовой прокат («Ведомости» писали об этом 13 марта).

Горячекатаная сталь в рулонах – это самый массовый и самый востребованный продукт черной металлургии, его используют для изготовления множества видов продукции – от строительной балки до сварных труб. В 2021 г. продажи горячекатаного листа принесли «Северстали» около 35% выручки, поясняет аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Выручка «Северстали» по МСФО в 2021 г. выросла на 69% до $11,64 млрд, чистая прибыль – в 4 раза до $4,08 млрд, EBITDA – в 2,5 раза до $5,98 млрд.

Калачев напоминает, что в 2021 г. на внутреннем рынке был дефицит и высокие цены на горячий прокат. Из-за этого ФАС возбудила дела против НЛМК, «Северстали» и ММК, обвинив их в монопольно высоких ценах. Правительство стремится к снижению цен на конкурентном рынке и «Северсталь» может увеличить свою долю на нем, если предложит приемлемую цену, рассуждает аналитик.

Аналитик Райффайзенбанка Ирина Ализаровская соглашается с этим, отмечая, что «Северсталь» вполне сможет увеличить поставки горячекатаного проката на внутренний рынок до заявленной доли, поскольку у компании есть хорошо отлаженные каналы сбыта в России. «Поменяется структура реализации, поскольку именно горячекатаный прокат и низкомаржинальная продукция шли на экспорт, в частности в Европу, которая сейчас для компании закрыта», – уточнила она.

Аналитик также прогнозирует повышение конкуренции со стороны других производителей, которые раньше больше ориентировали продукцию на экспорт, а теперь вынуждены перенаправлять потоки с Европы в Азию и также на внутренний рынок.

Калачев обращает внимание, что цены на горячекатаный прокат в России в этом году снизились меньше, чем на другую продукцию черной металлургии. Например, с начала марта цены на арматуру упали на 17%, на холоднокатаный лист – на 8%, а на горячекатаный лист – лишь на 2–3%. «Поэтому решение нарастить выпуск этой продукции для компенсации сократившегося экспорта вполне оправданно», – резюмирует он.

По мнению Ализаровской, компания может также перенаправить часть экспорта этой продукции в Азию, но перестройка логистических цепочек произойдет не сразу и займет время. Более того, отсутствуют инфраструктурные возможности для перенаправления этих грузов, уточняет она.

По данным источника «Интерфакса», в апреле экспорт «Северстали» по железной дороге составил 78 900 т стальной продукции, что незначительно ниже мартовского показателя (79 500 т). В страны дальнего зарубежья было отгружено 29 500 т, из них 28 800 т пришлось на поставку слябов в Китай.