Booking.com оспорит штраф от ФАС на 1,3 млрд рублей в Верховном суде

Шансов на его отмену практически нет, считают юристы
Андрей Гордеев / Ведомости

Booking.com не оставляет попыток отменить оборотный штраф на 1,3 млрд руб., который наложила на компанию Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за злоупотребление доминирующим положением. 11 мая «Букинг.ком Б.В.» подала жалобу в Верховный суд на решения нижестоящих инстанций, следует из картотеки арбитражных судов. Дата ее рассмотрения пока не назначена. Представитель сервиса на запрос «Ведомостей» не ответил

ФАС признала Booking.com виновной в нарушении антимонопольного законодательства в августе 2021 г. Служба по результатам проверок пришла к выводу, что компания, имея долю на рынке выше 80%, навязывала отелям ценовую политику, запрещая им продавать номера по стоимости ниже опубликованной на сайте платформы.

Сам агрегатор заявлял, что это необходимо, чтобы гостиницы не могли указывать на сервисе более высокие цены, мотивируя постояльцев бронировать номера напрямую у объекта. Отельеры, в свою очередь, жаловались, что монополия Booking.com привела к завышению комиссии для гостиниц и увеличению стоимости услуг для конечных потребителей, поскольку она включала в себя еще и плату, которую отель обязан выплатить агрегатору. Аналогичные иски в ряде европейских стран компания проиграла еще в 2017–2018 гг. В России на Booking.com в итоге был наложен оборотный штраф в размере 1,3 млрд руб.

Компания попыталась оспорить это решение в судах, но во всех трех инстанциях проиграла. Юристы Booking.com заявляли, что сумма штрафа нанесет сервису существенный ущерб. Они также указывали на то, что покрыть такие затраты в кризис компании-нерезиденту будет крайне сложно, а эти средства можно было бы направить на развитие онлайн-платформы в России. Суды же решили, что сумма ущерба не согласуется с данными о выручке компании. По итогам 2021 г. глобальная Booking.com получила $11 млрд (около 836 млрд руб. по курсу на момент оплаты штрафа 7 апреля). Тогда как выручка ООО «Букинг.ком Русия» в прошлом году составила 625 млн руб., а чистая прибыль – 229 млн руб. С начала марта Booking.com перестала отображать в сервисе данные о российских отелях, а также заблокировала россиянам возможность бронировать гостиницы за рубежом.

Опрошенные «Ведомостями» юристы сомневаются, что у агрегатора есть шансы оспорить штраф в Верховном суде.

Компании, не согласные с позицией ФАС, обычно используют все процессуальные возможности для защиты своих прав, включая обращение в высшую судебную инстанцию, отмечает партнер, глава практики антимонопольного права CMS International B.V. Максим Бульба. Однако, по его словам, Верховный суд крайне редко принимает кассационные жалобы к рассмотрению. Он напоминает, что в 2021 г. судебная коллегия по экономическим спорам приняла к рассмотрению только 1% от всех поданных жалоб.

Адвокат бюро Asterisk Дмитрий Венгерский также добавляет, что в компетенцию Верховного суда не входит переоценка установленных судами фактических обстоятельств конкретного дела. Высший судебный орган примет жалобу к рассмотрению, только если увидит существенные нарушения норм материального и процессуального права, а потому перспективы кассационной жалобы «Букинг.ком Б.В.» представляются ему «довольно размытыми». С ним согласен и директор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов, который отмечает, что рассчитывать на то, что суд пойдет навстречу иностранной компании и отменит решение о штрафе, в сегодняшних реалиях не приходится.

После ухода Booking.com с российского рынка вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минцифры проработать вопрос создания российского аналога сервиса. Подробностей этого проекта пока нет. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли назвать явного лидера среди отечественных сервисов интернет-бронирования, кому удалось бы существенно расширить свою долю за счет освободившегося места на рынке. Более того, российские онлайн-тревел-агентства применяют в контрактах с гостиницами тот же паритет цен, как это делала Booking.сom, а это тормозит развитие конкуренции между ними, утверждает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников (эта организация была инициатором проверки ФАС в отношении Booking.com). По его словам, отельеры отмечают и завышенные комиссии для них со стороны площадок, которые при этом не способны давать столько же клиентов, сколько давала Booking.com.