Железнодорожные перевозки российского угля на экспорт упали на 8%

Но высокие цены на рынке позволяют компаниям сохранять выручку
Андрей Гордеев / Ведомости

Отправка угля на экспорт по железной дороге снизилась в РФ за пять месяцев 2022 г. почти на 8%, передал «Интерфакс» 6 июня со ссылкой на источник, знакомый с официальной статистикой. Было перевезено по сети РЖД 82,9 млн т угля. Из них поставки на экспорт через морские порты в январе – мае составили около 74 млн т (-3% к январю – маю 2021 г.), через погранпереходы – 8,8 млн т (-35%).

Внутренние перевозки угля по железной дороге составили 66,8 млн т (+2%). При этом поставки импортного угля, ввезенного по железной дороге в РФ, выросли за пять месяцев на 6%, до 9,8 млн т, а его транзит вырос на 27% до 4,6 млн т. Суммарные перевозки угля по сети РЖД снизились на 2,6%, до 164,1 млн т.

В пресс-службе РЖД комментариев «Ведомостям» не предоставили.

Ранее РЖД публично раскрывала статистику по погрузке на сети, не учитывая транзитные перевозки (данные по экспорту не предоставлялись). По данным монополии, погрузка каменного угля (энергетического) за пять месяцев составила 149,3 млн т (-3,7% к январю – маю 2021 г.), коксующегося угля – 4,4 млн т (-6,2%), сообщала компания 1 июня.

По итогам I квартала и января – апреля падение погрузки было менее значительным. Погрузка каменного угля за три месяца 2022 г. снизилась на 0,9% до 91,2 млн т, за январь – апрель – на 2,3% до 120,5 млн т. Погрузка коксующихся углей в январе – марте выросла на 1,1% до 2,8 млн т, в январе – апреле сократилась на 2,3% до 3,6 млн т.

Из этих данных следует, что в мае падение погрузки каменного угля составило примерно 9% к уровню мая 2021 г., а коксующегося – 20%.

В начале апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России эмбарго на поставки отечественного угля, которое вступит в силу с 10 августа 2022 г. Источники Reuters говорили, что спотовые закупки российского угля прекращены «сразу после введения санкций».

А в марте правительство РФ приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов до 1 июля 2022 г. ПНД обеспечивали доступ на БАМ и Транссиб угля, который для РЖД является низкодоходным грузом.

В 2021 г. экспорт угля из России, по данным Минэнерго, составил 223 млн т, в том числе в страны ЕС – 48,7 млн т. Доля стран ЕС в общем экспорте российского угля снизилась в 2021 г. до 21,8% против 22% в 2020 г. Актуальную статистику поставок в 2022 г. «Ведомостям» в Минэнерго не предоставили.

С 1 июня правительство повысило тарифы РЖД на грузовые перевозки на 11% (кроме перевозок продовольственных товаров, строительных грузов и импортных потребительских товаров). Также с 1 июня на три месяца были отменены льготы на экспортные перевозки каменного угля (понижающие коэффициенты при перевозке энергоугля на экспорт и на расстояние свыше 3000–3500 км).

Основные экспортеры угля из России – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит», «Эльгауголь», «СДС-уголь», Кузбасская топливная компания, «Колмар», «Русский уголь», «Распадская», «Мечел». «Ведомости» направили запросы в эти компании.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что сокращение экспорта угля «напрямую связано» с европейским эмбарго. Переориентировать поставки на восток угольщикам пока не удается, добавляет управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Одной из причин снижения поставок стала приостановка действия ПНД, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Невозможность бесперебойно отправлять грузы в восточном направлении приводит к снижению прозрачности бронирования мощностей под грузоперевозки на сети РЖД, и таким образом [угольщикам] не удается компенсировать приостановку поставок в ЕС», – поясняет он.

Гришунин добавляет, что уголь сейчас «проигрывает на восточном направлении» по рентабельности предоставления транспортных услуг РЖД нефтепродуктам, стальному прокату, лесным и другим более маржинальным грузам. Поэтому доля угля в перевозках по железной дороге на восток, по его оценкам, в последние месяцы снизилась с 70 до примерно 60%.

Резкое снижение экспорта через погранпереходы связано со снижением поставок в направлении Польши и Украины, добавляет Гришунин. Отгрузки в Китай и Казахстан, напротив, выросли, но потеря западных рынков пока не может быть компенсирована поставками в Азию, отмечает он. По данным ФТС, в 2021 г. на долю Украины пришлось 6% экспорта угля из России, т. е. 13,6 млн т из 223,3 млн т.

Родионов напоминает, что эмбарго на поставки угля в ЕС в полной мере начнет действовать только в августе. Также будут недоступны поставки в Норвегию и Великобританию, которые поддержали санкции. По расчетам Родионова, остановка экспорта может привести к снижению поставок энергетического угля на 18,6 млн т в год, а выручки угольных компаний в ценах 2021 г. – на $1,37 млрд, коксующегося угля – на 1,33 млн т и $141 млн соответственно.

По оценке Гришунина, объем экспорта угля из России может снизиться на 10%, добыча – на 7–10%, но выручка в 2022 г. может радикально и не упасть на фоне высоких цен на уголь. Фьючерсы на энергетический уголь при поставках на хаб в Роттердаме 3 июня торговались на отметке $330/т против $83/т в июне 2021 г., свидетельствуют данные биржи ICE.

Продление ситуации на 2023 г. приведет к потерям в выручке на 3–5% к уровню 2021 г., прогнозирует Гришунин. В первую очередь пострадают компании, добывающие в шахтах уголь низкого качества (марок Д, Г, ДГ), добавляет он. Аналитик по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что цена на энергоуголь в Австралии на базисе FOB превышает $400/т. При таких ценах даже с учетом роста железнодорожных тарифов российские компании смогут «генерировать солидные денежные потоки», уверен он. Эксперт также указывает, что на рынке угля сохраняется дефицит и найти альтернативу поставкам из РФ в Австралии, ЮАР и Южной Америке «будет непросто».