Европа утвердила принципы гарантированного обеспечения себя газом

На зиму надо заполнять газом до 90% хранилищ, но некоторым разрешат ограничиться и 35%
Страны Европы должны заполнять хранилища на 80–90%, но ряд государств с мощными ПХГ смогут снизить эту планку до 35%/ Ints Kalnins / Reuters

Европейский совет согласовал нормы, направленные на обеспечение стран ЕС газом в условиях проведения российской СВО на Украине. 27 июня было опубликовано соответствующее постановление, которое поставило точку в дискуссиях, которые велись с мая.

Постановление предусматривает, что к 1 ноября европейские подземные хранилища газа (ПХГ) должны быть заполнены не менее чем на 80%, а со следующего года норма увеличится до 90%. Страны, не имеющие ПХГ, должны располагать запасами газа в размере не менее 15% от своего годового потребления. Но храниться они должны в ПХГ других стран ЕС, где есть избыток хранилищ. Мощности ПХГ в ЕС распределены неравномерно: на Германию, Италию, Францию, Нидерланды и Австрию приходится две трети от емкости всех газовых хранилищ союза. Также крупные хранилища есть у Венгрии, Словакии, Чехии, Испании.

ЕС понизил требования по заполнению ПХГ для стран с избыточными мощностями. Для них норма обязательного заполнения установлена на уровне 35% от среднего уровня потребления газа в стране за последние пять лет. Кроме того, в расчет накопления газа могут «частично» включаться запасы сжиженного газа (СПГ) на терминалах регазификации.

«Завершив переговоры менее чем за два месяца, ЕС теперь имеет инструмент, который требует от всех государств-членов иметь достаточные запасы газа на зимний период и облегчает обмен между странами», – отметила министр энергоперехода председательствующей в Совете ЕС Франции Аньес Панье-Рюнаше, слова которой приводятся на сайте совета.

Документ также зафиксировал требование по обязательной сертификации всех операторов ПХГ «органами заинтересованных государств-членов». По мнению Совета ЕС, эта мера позволит избежать «потенциальных рисков внешнего воздействия на критически важные инфраструктуры хранения, что может поставить под угрозу энергобезопасность ЕС».

Исключения сделаны только для Кипра, Мальты и Ирландии, поскольку эти страны напрямую не связаны с газораспределительной системой ЕС. На них требования по заполнению ПХГ, резерву газа и прочему распространяться не будут.

Экспорт российского газа в ЕС в январе – июне 2022 г. резко сократился. По оценке члена Еврокомиссии (ЕК) по энергетике Кадри Симсон, на 27 июня он упал вдвое относительно аналогичного периода 2021 г. По оценкам Международного энергетического агентства, из РФ в ЕС по итогам 2021 г. было поставлено около 155 млрд куб. м, это около 45% всего газового импорта союза. Крупнейшие потребители российского газа в ЕС – Германия (50,7 млрд куб. м по итогам 2021 г.) и Италия (18,4 млрд куб. м).

на 35%

смогут заполнять свои ПХГ страны ЕС с избыточными мощностями по хранению газа

Снижение поставок началось после начала СВО России на Украине. Введенные против РФ санкции и контрсанкции России привели к остановке прокачки по газопроводу Ямал – Европа (мощность – 32,9 млрд куб. м в год). С начала мая Украина отклоняет заявки «Газпрома» на транзит через территорию ЛНР и ДНР. По словам официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, на 27 июня Украина согласовала 42,1 млн куб. м, до начала СВО прокачка составляла порядка 90–100 млн куб. м в сутки. А в середине июня на 40% сократился объем газа, экспортируемого в ЕС по газопроводу «Северный поток – 1» (мощность – 55 млрд куб. м в год).

В итоге ЕС активно скупает газ из всех доступных источников, и он в Европе уже дороже, чем в странах Азии. По данным биржи ICE, индекса Platts и по расчетам «Ведомостей», на 26 июня европейская премия по СПГ составляла около $150 за 1000 куб. м, на хабе TTF в Нидерландах 27 июня 1000 куб. м газа стоила около $1500.

До последнего времени ЕС удавалось быстрыми темпами наполнять ПХГ. По данным Gas Infrastructure Europe на 25 июня (последние актуальные данные), хранилища были заполнены почти на 56% (около 59,5 млрд куб. м). ПХГ крупнейших европейских потребителей российского газа – Германии и Италии заполнены почти на 60% (13,9 млрд куб. м) и на 56% (10,5 млрд куб. м) соответственно.

При текущих темпах закачки в 300–400 млн куб. м в сутки страны ЕС вполне могут успеть заполнить ПХГ на 80% к 1 ноября, полагает аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. Он добавляет, что это произойдет, только если поставки из России не продолжат падать. «Дальнейшее сокращение объемов газа из РФ может сделать проблематичным осуществление этого плана», – добавил аналитик.

Капитонов предполагает, что в 2023 г. проблема с заполнением ПХГ на 90% возникнет снова из-за нехватки свободного газа на рынке. Новые СПГ-объекты в США и Катаре еще не будут запущены, а спрос в Азии, вероятнее всего, вырастет, поясняет он.

Проблемы с достижением целевых показателей, по его словам, могут возникнуть в Австрии, Чехии, Словакии и ряде других стран Центральной и Восточной Европы, где нет развитой системы газопроводов-интерконнекторов. Франция, Великобритания и Нидерланды, по словам Капитонова, обладают достаточными регазификационными мощностями для приема СПГ, что даст им определенные преимущества. В зоне риска, по мнению Капитонова, также Германия, которая, несмотря на развитые мощности ПХГ, больше других стран ЕС зависит от трубопроводного российского газа.

По данным Немецкой ассоциации энергетики и водоснабжения (BDEW), страна потребляет около 100 млрд куб. м газа. Из них около половины в 2021 г. было импортировано из России, следует из данных ФТС России. Регазификационные СПГ-терминалы в Брунсбюттеле (8 млрд куб. м) и Штаде (5–8 млрд куб. м) будут запущены после 2023 г.

Управляющий партнер Pen & Paper Антон Именнов поясняет, что контролировать выполнение норм, зафиксированных в постановлении, будет ЕК. «Именно ЕК в конечном счете определяет, были ли выполнены возложенные на страны обязательства по заполнению ПХГ. В случае обнаружения нарушений, которые не будут добровольно устранены, ЕК сможет обратиться в Суд ЕС, а он, в свою очередь, – принять решение о взимании штрафа со страны-нарушителя», – сказал юрист. Именнов добавил, что сейчас в правовой системе ЕС «нет механизма, позволяющего принудительно взыскивать такие штрафы, но в абсолютном большинстве [случаев] делают это добровольно».

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что зафиксированные в постановлении нормы «могут противоречить правоприменительной практике ЕС». «В целях обеспечения энергетической безопасности может быть ограничено право собственности операторов ПХГ», – предполагает он. По словам юриста, в случае выявления нарушений норм заполнения ПХГ документ предусматривает «как передачу инфраструктуры хранилищ в оперативное управление государству, на территории которого хранилище расположено, так и фактическую национализацию с выплатой владельцу компенсации».