Минпромторг хочет локализовать в России оборудование для маркировки товаров

Но в ближайшие годы его дефицита не предвидится
Минпромторг хочет локализовать в России оборудование для маркировки товаров/ Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки «Честный знак») прорабатывают локализацию в России производства оборудования для маркировки и его компонентов. Об этом говорится в протоколе совещания, состоявшегося в министерстве 27 июля (есть у «Ведомостей»).

В документе отмечается, что для технологической независимости промышленности от импорта оборудования и расходных материалов для маркировки Минпромторг с Агентством по технологическому развитию (АТР) и Фондом развития промышленности (ФРП) при участии «Оператора-ЦРПТ» должны к 1 сентября 2022 г. подготовить перечень оборудования и компонентов, производство которых может быть локализовано в России.

В протоколе отмечается, что «Оператор-ЦРПТ» сформировал запас наиболее востребованных расходных материалов и запчастей на 4–6 месяцев.

Представитель Минпромторга подтвердил, что вопрос прорабатывается с АТР, ФРП, «Оператором-ЦРПТ», научным и бизнес-сообществом, а перечень продукции для локализации уже подготовлен. Представитель ЦРПТ сообщил, что уже оценены потребности рынка и определено, производство каких типов оборудования, комплектующих и расходных материалов необходимо локализовать в первую очередь. Он отметил, что сейчас завершается проработка механизма софинансирования таких проектов по системе грантов на конкурсной основе.

ЦРПТ также открыл бизнес-акселератор для разработчиков технических решений для маркировки. «Участники получат набор требований к новому оборудованию, им будут предоставлены площадки для тестирования решений, финансовая и консалтинговая поддержка», – сообщил представитель компании. В числе оборудования для локализации на сайте акселератора указаны аппликаторы, камеры технического зрения, термоструйные, термотрансферные, лазерные принтеры и устройства для пьезопечати. «Несколько российских предприятий, в том числе семь промышленных консорциумов, а также ведущие технические вузы страны уже выразили готовность участвовать в проектах локализации. Некоторые уже ведут разработку и имеют прототипы оборудования», – отметил представитель компании.

Представитель ЦРПТ пояснил, что в большинстве отраслей маркировка стартовала сравнительно недавно, поэтому производители оснащены современным оборудованием, а следующий цикл переоснащения начнется через 3–5 лет. К этому времени Минпромторг и оператор планируют локализовать большинство элементов ключевого оборудования и расходников. ЦРПТ в 2022–2023 гг. планирует вложить в развитие направления около 300 млн руб. собственных средств в дополнение к федеральному финансированию.

У ряда производителей есть заинтересованность в локализации, подтвердил представитель Минпромторга. Компании могут воспользоваться существующими мерами поддержки, в том числе рядом программ ФРП, подчеркнул он.

В ЦРПТ считают, что рисков возникновения дефицита оборудования на рынке нет. «На сегодняшний день во всех отраслях менее 50% кодов маркировки наносится на оборудовании из недружественных стран, и эта доля постоянно снижается, – говорит представитель компании. – В необходимых нишах поставки замещены техническими решениями из Азиатского региона и с Ближнего Востока. К примеру, более 80% оборудования для производства и нанесения этикеток завозится из стран Азии и ЕАЭС, аналогичный уровень уже достигнут при нанесении кодов маркировки типографским методом».

Как работает маркировка товаров

Национальная система цифровой маркировки вводится в России с 2019 г. Она распространяется на лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины, фотоаппараты, молочную продукцию и упакованную воду. Проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них. Единым оператором системы маркировки является «дочка» ЦРПТ – ООО «Оператор-ЦРПТ». 50% ЦРПТ принадлежит структуре «Юэсэм маркировка» Алишера Усманова и его партнеров, по 25% – концерну «Автоматика» (входит в «Ростех») и ООО «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого.

По данным ЦРПТ, на складе оператора хранится около 10 000 единиц оборудования и расходных материалов для маркировки. Инвестиции ЦРПТ в проект превысили $1,8 млн. Собственные запасы сформированы у многих производителей, пояснил представитель оператора. Представитель Минпромторга добавил, что созданный «Оператором-ЦРПТ» складской запас постоянно пополняется.

Согласно информации на сайте ЦРПТ, в России оборудование для маркировки производит компания «Трекмарк» на мощностях «Ростеха». По оценке ЦРПТ, «Ростех» обладает необходимыми компетенциями и производственной базой для локализации производства полного цикла. Представитель «Ростеха» сообщил, что данный вопрос «на текущий момент не обсуждался». «Мы не исключаем возможности, что в будущем какие-либо дочерние общества «Ростеха» будут готовы принять участие в программе», – добавил он.

Гендиректор Союзмолока Артем Белов отмечает, что основное оборудование для маркировки – принтеры для нанесения средств идентификации и камеры, способные считывать код. Основные поставщики принтеров и расходных материалов – компании Videojet Technologies и Linx (Великобритания), Markem Imaje (Швейцария), камер – Cognex (США) и Omron (Япония). По его словам, сейчас производители не сообщают о проблемах с покупкой оборудования, но сталкиваются со сложностями при формировании запасов, поскольку поставщики не подтверждают такие заказы. Белов также отметил, что отдельные поставщики, например Videojet Technologies, официально покинули российский рынок.

По словам источника в Союзе российских пивоваров, который принимал участие в совещании 27 июля, пока ЦРПТ рассчитывает закрыть все потребности в оборудовании за счет имеющихся поставщиков, а затем переориентироваться на дружественные страны, прежде всего Китай, и отечественных производителей. Представленное на складе ЦРПТ оборудование, по его словам, производится в Италии, Японии, Германии и Южной Корее. Источник отметил, что потребность только крупных производителей пива в оборудовании для маркировки оценивается в 300–400 комплектов, а в целом она может составлять порядка 1000 комплектов. «Оператор-ЦРПТ», по его словам, заверил, что оборудование для пивоваров «будет закуплено отдельно и средства на это уже выделены».

Собеседник добавил, что в оборудовании используются компоненты двойного назначения, такие как матрицы для камер, что может привести к проблемам с поставками. Сложнее всего, по его мнению, в России будет организовать производство микрочипов, которые и так в дефиците. Продукцию из Китая также нельзя считать панацеей, так как она, как правило, уступает в качестве и требует большего времени для отладки и запуска, добавил он.

Исполнительный директор Ассоциации производителей пива (АПП) Вячеслав Мамонтов сказал «Ведомостям», что члены АПП находятся в конструктивном диалоге с Минпромторгом и ЦРПТ. «Стороны выработали консолидированную позицию о едином подходе по внедрению маркировки для всей отрасли вне зависимости от размера производителей» – сказал он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров указывает, что сейчас в основном западные расходные материалы и комплектующие замещены аналогами из Азии и с Ближнего Востока. Часть европейского оборудования закуплена до СВО и сейчас уже в России, добавил он. По оценкам Бурмистрова, запасов достаточно как минимум до конца 2022 г., а задачи по локализации по основным группам при наличии финансирования могут быть решены до конца 2023 г.

«Полная локализация в целом не является обязательной с учетом возможности закупок в Китае», – добавляет Бурмистров. По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, разумным уровнем локализации будет производство корпусов с китайской микроэлектронной базой. Так можно будет говорить о 60–70%-ной локализации, отмечает он. Гришунин напоминает, что более 95% оборудования произведено в Китае, но под западными и японскими брендами.

Претендентами на производство оборудования для маркировки в России, по мнению Гришунина, являются предприятия «Ростеха». Объем средств для строительства промплощадок он оценивает в 30–60 млрд руб.

В ФРП и АТР не ответили на запросы «Ведомостей».