Уходит руководитель департамента судостроения Минпромторга

Борис Кабаков курировал отрасль в ведомстве шесть с половиной лет
Наиболее вероятным местом дальнейшего трудоустройства Кабакова собеседники «Ведомостей» называют расположенный в Санкт-Петербурге Крыловский ГНЦ/ Петр Ковалев / ТАСС

Директор департамента судостроительной промышленности Минпромторга Борис Кабаков в январе 2024 г. покинет ведомство. Об этом рассказали «Ведомостям» три источника на судостроительных предприятиях и в проектных бюро. Представитель Минпромторга отказался от комментариев.

Одна из основных причин ухода Кабакова из департамента – конфликт со статс-секретарем, замминистра промышленности и торговли Виктором Евтуховым, утверждают собеседники «Ведомостей». Он длится, по их словам, с тех пор, как Евтухов стал курировать судостроительную промышленность в начале 2022 г., оказавшись при этом непосредственным начальником Кабакова. «За последний год не могу вспомнить ни одного совещания, где Виктор Леонидович [Евтухов] не отчитывал бы главу департамента», – утверждает источник «Ведомостей», близкий к Минпромторгу. По его словам, Евтухова не устраивало состояние отрасли, которую он получил в ведение.

Кабаков в 1989 г. окончил Московский институт инженеров водного транспорта по специальности «судовые машины и механизмы». Работал на флоте, в управлении Ленского объединенного речного пароходства в Росморпорте. В Минпромторге с 2010 г., в 2013 г. получил должность замдиректора департамента судостроительной промышленности. В 2016–2017 гг. Кабаков уходил на пост замминистра промышленной политики Республики Крым. В апреле 2017 г. вернулся в Минпромторг и был назначен директором департамента судостроения и морской техники.

Несколько источников «Ведомостей» полагают, что причина разногласий «в разных темпераментах чиновников». «Евтухову не нравится сам стиль работы Кабакова. Кроме того, Виктор Леонидович не отраслевой человек и многие вопросы видит по-своему», – отмечает собеседник, близкий к министерству. Другой источник, близкий к Минпромторгу, считает, что «свою роль играет и возраст» Кабакова, которому в декабре исполнилось 58 лет.

После ухода Кабакова департамент с высокой долей вероятности возглавит его заместитель Алексей Исачкин, который, по словам источников «Ведомостей», смог выстроить «нормальные рабочие отношения» с Евтуховым.

Наиболее вероятным местом дальнейшего трудоустройства Кабакова собеседники «Ведомостей» называют расположенный в Санкт-Петербурге Крыловский ГНЦ (подконтролен Минпромторгу), который занимается фундаментальными исследованиями, связанными с судостроительной промышленностью. Там он должен получить должность первого заместителя гендиректора, утверждают источники.

«В течение 2023 г. Кабаков пытался инициировать объединение Крыловки и петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС; также подконтролен Минпромторгу), чтобы создать большой объединенный научный центр. Соответствующие обращения он направлял вышестоящим руководителям Минпромторга. Но идея объединения так и не получила развития», – говорит источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Санкт-Петербурга. Источник, близкий к ведомству, добавляет, что многие, кто уходит из министерства, впоследствии занимают должности в подведомственных организациях.

По словам источника, близкого к Минпромторгу, вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров не хотел назначать Кабакова главой департамента после «крымской командировки», но тогда на его возвращении настаивал бывший замминистра Олег Рязанцев, который в конце 2022 г. ушел из министерства и возглавил АО «НПО «Высокоточные комплексы» (входит в «Ростех»).

За время работы Кабакова во главе департамента была запущена программа инвестиционных квот («квоты под киль»). Программа обязала крупные рыбопромышленные компании инвестировать в строительство рыболовных судов на российских верфях и рыбоперерабатывающих заводов в обмен на право вести промысел в территориальных водах России. Также была запущена балльная система оценки доли импортного оборудования в строящихся судах.

Но ни одно рыболовное или краболовное судно, заложенное в рамках «квот под киль», не было построено в оговоренные контрактами сроки, из-за чего существенно выросли инвестиционные расходы заказчиков и ухудшилась окупаемость проектов. После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. ситуация ухудшилась: производители оборудования из недружественных стран отказались его поставлять. Встал вопрос о самой возможности достройки судов: в России ряд типов оборудования не производят, а для использования аналогов от других поставщиков требуется перепроектирование. Это также привело к удорожанию российских проектов.

В октябре 2023 г. 100% акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), объединяющей почти все крупнейшие судостроительные активы в стране, были переданы в доверительное управление банку ВТБ на пять лет.

Источники «Ведомостей» по-разному оценивают итоги работы Кабакова во главе профильного департамента, но сходятся на том, что отрасль не почувствует кадровой перестановки. «Департамент сегодня, по сути, орган статистики в Минпромторге. У него нет полномочий, чтобы влиять на процессы в отрасли», – поясняет один из источников.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что переход Кабакова в Крыловский ГНЦ может усилить организацию, в которой сегодня наблюдается «серьезный потенциал» для научной работы. В Минпромторге, в свою очередь, будет обеспечена преемственность, если департамент возглавит его действующий заместитель. «К госполитике в отрасли претензий нет. Есть несколько незавершенных вопросов, связанных в том числе с компенсациями верфям из бюджета авансов, застрявших у зарубежных подрядчиков после введения санкций. Но это вопросы скорее уровня министра финансов и министра промышленности», – говорит эксперт.

Бурмистров добавил, что 2024 год обещает быть непростым для судостроительной отрасли: ожидается завершение аудита ОСК, за которым, вероятно, последуют «организационные выводы» и запрос господдержки.