Россия снизила экспорт угля на 8% в январе

Но добыча показала положительную динамику за счет внутреннего рынка
Алексей Орлов / Ведомости

Экспорт угля из России в январе 2024 г. снизился на 8% в сравнении с январем прошлого года, составив 14,6 млн т. Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Минэнерго.

Речь идет о поставках суммарно энергетического и металлургического (коксующегося) угля, пояснили они. Темпы снижения оказались схожи по обоим видам: продажи энергоугля снизились на 8,2% и составили около 11,9 млн т, коксующегося – на 8% до 2,7 млн т.

Снизили закупки российского угля все крупнейшие импортеры, в том числе Китай, Индия и Турция. По словам источников, наибольшее падение в январе фиксируется по поставкам в Индию и Турцию, которые просели сразу на 55 и 47% соответственно. В каждую из этих стран было поставлено за месяц по 1,4 млн т угля. Китай снизил импорт российского угля на 10,5%, закупив 3,8 млн т.

Япония в январе практически свернула закупки угля в России – они упали более чем в 60 раз и составили всего 14 000 т. Экспорт в Южную Корею уменьшился на 33% до 472 000 т. Поставок в Марокко в январе не было совсем, хотя в январе прошлого года они составляли 453 000 т.

По словам собеседников, существенно нарастила импорт российского угля в январе только Белоруссия: поставки увеличились год к году в 76 раз до 757 000 т. По словам одного из собеседников, также нарастили закупки потребители в «ряде азиатских стран», куда было поставлено в январе порядка 957 000 т (+19%). Какие именно это страны, он не уточняет.

Несмотря на существенное снижение экспортных поставок, в январе 2024 г. добыча угля в РФ продемонстрировала положительную динамику, утверждают собеседники. Она выросла на 1,7% к январю 2023 г. до 35,8 млн т. Этому мог способствовать рост потребления на внутреннем рынке до 17,3 млн т (+1%), полагает один из собеседников. По его словам, в основном он обеспечивался за счет увеличения спроса со стороны угольных ТЭС примерно до 9 млн т (+1,3%). Кроме того, добавляет собеседник, вырос объем угля, который был добыт, но не отгружен потребителям.

Перестройка логистических цепочек и поиск новых рынков сбыта для российских угольщиков начались еще в 2022 г., после того как Евросоюз (ЕС) запретил импорт российского угля. Российские компании развернули поставки в Азию, обеспечив символический рост добычи угля в 0,3% к показателю 2021 г. Экспорт в 2022 г. просел лишь на 1% и составил 221,2 млн т. В 2023 г. снижение было уже заметнее и, по данным вице-премьера России Александра Новака, составило 3,7% к 2022 г. – за рубеж было поставлено 213 млн т. Добыча в прошлом году просела на 1,3% и составила 438 млн т. По данным аналитической компании Kpler, доля Азии (включая Турцию и азиатские страны Ближнего Востока) в экспортных поставках российского угля выросла с 84% в 2022 г. до 95% в 2023 г., а доля Европы снизилась с 11 до 1%.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов обращает внимание, что падение экспорта в январе произошло в портах на юге России (Азово-Черноморский бассейн) и Балтийского моря. В то же время отгрузки через дальневосточные порты, по его данным, были «примерно на уровне января 2023 г.», а поставки через погранпереходы в Китай даже выросли на 42% год к году и составили почти 1 млн т. Снижение перевалки в южных портах Красноженов связывает с высокими тарифами в Тамани (см. публикацию «Ведомостей» от 26 февраля).

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко отмечает, что сокращение импорта угля Индией связано с «затовариванием рынка» страны на фоне рекордных объемов добычи. Красноженов поясняет, что добыча энергоугля в стране в январе выросла на 10% год к году. Руководитель направления консалтинга компании Neft Research Александр Котов добавляет, что индийские потребители при этом отдавали предпочтение углю из ЮАР из-за его более низкой цены. По мнению Котова, в 2024 г. импорт угля в Индию снизится до 160–170 млн т со 176 млн т в прошлом году.

Китайские компании, по мнению Красноженова, могли сократить импорт на фоне китайского Нового года (отмечался с 10 по 24 февраля) и в ожидании более низких цен. По данным биржи ICE, в январе фьючерсы на энергоуголь в австралийском Ньюкасле, являющемся бенчмарком для цен в Азии, на базисе FOB (с погрузкой на судно) торговались по $115–132/т, 3 марта они стоили по верхней границе этого диапазона. Сокращение импорта российского угля Китаем также может быть связано с ростом запасов в стране, указывает Дудченко.

Котов добавляет, что рентабельность поставок угля в Китай снизилась из-за введения в КНР с января 6%-ной ввозной пошлины, а также из-за роста в январе стоимости морского фрахта и портовой перевалки.

Снижение экспорта угля в Турцию, по словам Котова, связано с проблемами перевозки угля по железной дороге в порты юга России. По данным железнодорожных экспедиторов, отгрузки угля к южным портам в январе уменьшились до 1,6 млн т с 2,2 млн т в декабре, поясняет он. Поставки через южные порты также тормозили ставки в терминале ОТЭКО в Тамани и штормовая ситуация в Азовском и Черном морях, добавляет эксперт.

Объемы погрузки в Южную Корею и Японию снизились еще в прошлом году. Это связано «с политическими факторами», считает Котов. При этом прекращение экспорта российского угля в Марокко, по его мнению, объясняется проигранной ценовой конкуренцией поставщикам из США.

По прогнозам Альфа-банка, существенного падения объемов экспорта угля из России в 2024 г. не будет. Котов из Neft Research считает, что объемы поставок за рубеж по итогам года составят менее 200 млн т угля. Таким образом, если этот прогноз сбудется, экспорт просядет на 6%. По оценкам Котова, санкции США против СУЭК и «Мечела» создают риски невывоза на экспорт до 30 млн т угля в этом году.

Дудченко также считает, что 2024 год станет тяжелым для российской угольной отрасли из-за введенных правительством с 1 марта плавающих экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара (составят 4–7%. – «Ведомости»). По словам Котова, из-за убыточности экспорта складские запасы угля в Кузбассе и других угольных регионах будут расти.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов также обращает внимание на риски стагнации экспорта энергоугля из России в будущем, в том числе из-за роста инвестиций в угледобычу в Китае, которые с 2017 по 2023 г. выросли вдвое до $105 млрд в год. Более позитивные перспективы, по словам Родионова, у экспортеров коксующегося угля – в первую очередь благодаря росту спроса в Индии со стороны металлургического сектора на фоне урбанизации этой страны.

В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» сообщили, что по показателю января «рано судить о каких-либо существенных изменениях в экспорте». По прогнозу министерства, по итогам 2024 г. объемы экспорта и добычи планируется сохранить на уровне прошлого года. Российский уголь по-прежнему востребован на мировых рынках, в первую очередь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, подчеркивают в Минэнерго.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие российские угольные компании.