Экспорт российских удобрений из портов Балтики вырос почти в полтора раза

Это единственный маршрут, по которому сейчас можно наращивать поставки
Производители удобрений взялись за организацию логистики в России после закрытия для них портов сопредельных стран/ Ведомости

Перевалка удобрений на экспорт в российских портах Балтийского бассейна в I квартале 2024 г. выросла на 43% в годовом выражении и составила 7,7 млн т. Об этом сообщается в материалах Ассоциации морских торговых портов (АМТП), с которыми ознакомились «Ведомости».

К Балтийскому бассейну относятся Большой порт Санкт-Петербург, а также порты в Усть-Луге, Выборге, Высоцке, Калининграде и Приморске. Через них в январе – марте переваливали большую часть удобрений для вывоза за рубеж. Общий экспорт этой номенклатуры через все российские порты за минувшие три месяца составил 9,07 млн т – на 22% больше, чем годом ранее.

Для сравнения: перевалка удобрений через порты Арктического бассейна за аналогичный период выросла на 3% до 720 000 т, Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) – упала вдвое до 650 000 т, сообщается в материалах ассоциации. Рост объемов перевалки удобрений в портах Северо-Запада подтвердил «Ведомостям» представитель Минпромторга. По его словам, это связано с выходом российских экспортеров на рынки стран Африки и Латинской Америки.

Вывоз удобрений через российские порты на Балтике стал активно расти в 2022 г. За тот год перевалка увеличилась на 36% к уровню 2021 г. до 17 млн т, а в 2023 г. – еще на 74% год к году до 29,7 млн т, следует из данных АМТП.

До начала СВО на Украине в 2022 г. российские компании вывозили часть удобрений через порты сопредельных стран. Например, «Акрону» принадлежат терминалы в эстонских портах Мууга и Силламяэ общей мощностью 1,5 млн т аммиака, 1,85 млн т карбамидо-аммиачной смеси (КАС) и 2,5 млн т сухих грузов в год. Но в 2022 г. на фоне санкций страны Балтии ограничили для российских компаний доступ к своим портам. В результате производителям удобрений пришлось перенастраивать логистику на порты в России.

В марте 2024 г. правительство запретило перевалку аммиачной селитры в Большом порту Санкт-Петербург из соображений безопасности. Взамен Минфин предложил разрешить перевалку этой продукции в Архангельске, у порта которого есть на это лицензия и техническая возможность для отгрузок такой продукции («Ведомости» писали об этом 3 апреля). Мощностей этого порта не хватит, чтобы заместить выпавшие объемы (более 3 млн т в год) и компании рассматривают также и другие варианты для перевалки селитры, говорили собеседники «Ведомостей». Влияние запрета на перевалку аммиачной селитры в Большом порту Санкт-Петербурга на общий экспортных отгрузок будет зависеть от нескольких факторов, в том числе от того, в какие порты будут переориентированы поставки, говорит представитель Минпромторга. По его словам, сейчас ведомство прорабатывает этот вопрос совместно с Минтрансом.

Это ограничение не окажет заметного влияния на динамику экспорта продукции в целом, полагает источник «Ведомостей», знакомый со статистикой перевалки. С ним соглашается аналитик центра экономических прогнозов Газпромбанка Нина Адамова. По ее словам, аммиачная селитра составляет всего 7–10% российского экспорта удобрений. При этом экспортный потенциал отрасли большой, а спрос за рубежом высокий в условиях снизившихся цен, отмечает она.

На показатели порта Санкт-Петербурга перевалка селитры в I квартале уже влияла ограниченно, потому что фактически она не осуществляется с февраля, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, по минеральным удобрениям сформировалась очень благоприятная экспортная конъюнктура и ценовая динамика будет оставаться позитивной.

Общий экспорт удобрений из России в 2024 г. останется на уровне прошлого года, ожидает источник «Ведомостей». В конце 2023 г. президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев говорил, что экспорт этой продукции в 2023 г. вернулся на уровень 2021 г. Тогда объемы поставок за рубеж составили 37,5 млн т в физическом весе.

Перевалка удобрений на северо-западных терминалах «Глобал портс» (входит в группу «Дело») в 2023 г. выросла почти в 3 раза в годовом выражении до 2,2 млн т, сказал «Ведомостям» представитель компании. Данные за I квартал 2024 г. он не предоставил. Ключевыми факторами роста перевалки стали увеличение производства удобрений в России, перестройка логистических цепочек экспортеров и развитие портовых мощностей на Северо-Западе. По оценкам компании, рост перевалки удобрений через порты Балтики в 2024 г. продолжится.

Мощности балтийских портов – основной ресурс для наращивания экспорта удобрений из России, на них приходится уже три четверти поставок за границу, отмечает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Экспорт отсюда географически выгоден для компаний, у которых есть производственные мощности в регионе, – например, у «Фосагро» и «Еврохима» активы расположены в Ленинградской области, указывает он. Увеличить экспорт через эти порты позволил также транзит через Белоруссию (которая, так же как и Россия, лишилась доступа к европейским портам), уточняет Красноженов.

Росту отгрузок в портах на Балтике также способствовало подписанное в конце 2023 г. соглашение о перевалке 3 млн т в год удобрений в порту Петербурга, добавляет директор «Яков и партнеры» Егор Беспятов. Речь идет о соглашении «Глобал портс» и «Фосагро» на 2024–2028 гг.

Инфраструктура портов АЧБ и Каспийского моря недостаточно развита для перевалки удобрений, указывает Красноженов. Российские экспортеры могут поставлять продукцию по железной дороге в Китай, но нужно учитывать ограниченную пропускную способность Восточного полигона (БАМ и Транссиб) и погранпереходов, а также нехватку терминалов для перевалки удобрений на Дальнем Востоке, отмечает он. Арктический путь имеет естественное ограничение по срокам навигации, а также аналогичные проблемы с пропускной способностью железной дороги, добавляет аналитик.

При этом во II квартале 2024 г. должен быть запущен терминал «Тольяттиазота» (контролируется «Уралхимом») по перевалке аммиака в Тамани, говорил в конце января заместитель министра промышленности и торговли Михаил Юрин. Мощность терминала составит 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида в год.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, РАПУ, а также в «Акрон», «Еврохим», «Уралхим» и «Фосагро».