Экспорт угля из России к 2030 году может вырасти почти вдвое

Но это будет возможно только в случае модернизации железнодорожной сети
Андрей Гордеев / Ведомости

Потенциал экспорта угля из России к 2030 г. составляет порядка 360 млн т в год. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал заместитель министра энергетики Сергей Мочальников. Это в 1,7 раза больше фактического объема его поставок за рубеж по итогам 2023 г.

По словам чиновника, сейчас ограничивающим фактором для вывоза угля является логистика – перевозки по железной дороге. Поэтому экспорт в таком объеме возможен только в случае расширения провозной способности сети РЖД.

По словам Мочальникова, к 2030 г. транспортные мощности железной дороги на северо-западе страны должны вырасти со 150 млн до 220 млн т, в направлении портов Азово-Черноморского бассейна – со 125 млн до 152 млн т. Мощность Восточного полигона (БАМ и Транссиб) также должна расшириться к 2030 г., а «окончательно сформироваться» – к 2035 г., напомнил чиновник.

В случае реализации этих планов спрос на вывоз угля в восточном направлении (экспорт через порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы) к 2030 г. превысит 200 млн т, отметил замминистра. Потенциал экспорта угля через порты юга страны в 2030 г. составит порядка 60 млн т, через порты на северо-западе (на Балтике и в Мурманске) – более 100 млн т, добавил он.

«То есть в общей сложности наши возможности [по объему выпуска] и спрос на российский уголь оцениваем примерно в 360 млн т», – заключил Мочальников.

Замминистра обратил внимание на то, что необходимые портовые мощности для экспорта угля в стране уже есть. «На северо-западе профицит – 45 млн т, а учитывая мощности порта Лавна – 63 млн т, на юге – 23 млн т, на Дальнем Востоке – 35 млн т. И это только по углю. <...> Сейчас загрузка мощностей на юге – 58%, на северо-западе – 49%, на Дальнем Востоке – 76%», – отметил он.

По оценке Минэнерго, спрос на российский уголь в Китае будет расти как минимум до 2030 г. Положительная динамика также ожидается при поставках угля в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

По итогам 2023 г. экспорт угля из России составил 212,5 млн т, снизившись на 4% к уровню 2022 г. В страны АТР было вывезено 175 млн т, т. е. на них пришлось 83% экспорта. Из этого объема, по словам Мочальникова, 108 млн т угля в страны АТР было экспортировано через порты Дальнего Востока и погранпереходы, а 67 млн т – через порты Черного моря, Балтики и Мурманска. Добыча угля в России в 2023 г. составила 438,7 млн т (-1% к 2022 г.).

Минэнерго в 2024 г. ориентируется на показатель экспорта угля в 220 млн т, добычи – 440 млн т.

Напомним, что на фоне ужесточения антироссийских санкций Евросоюзом из-за СВО на Украине, которые предусматривают запрет на поставки угля, российские угольщики в 2022 г. переориентировали экспорт на азиатские рынки. При этом предприятия угольной отрасли РФ вынуждены продавать уголь с существенными скидками к международным бенчмаркам.

Основным маршрутом для поставок на высокомаржинальные экспортные рынки сейчас является Восточный полигон. РЖД реализует на БАМе и Транссибе масштабную программу модернизации для расширения инфраструктуры и увеличения провозной способности. В 2024 г. компания должна завершить второй этап его развития, в результате провозные способности железнодорожной инфраструктуры в направлении Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза до 180 млн т в год. Решения по третьему этапу предусматривают расширение провозной способности до 210 млн т по итогам 2030 г. и 270 млн т – 2032 г.

РЖД отмечает сохраняющийся высокий спрос на перевозку угля, говорит представитель госмонополии. Но значительная часть заявок на его перевозку не обеспечена грузовой базой, а преследует цель «зарезервировать провозные мощности», подчеркивает собеседник «Ведомостей». «Суммарный объем заявок на перевозку угля только в восточном направлении в 2023 г. в несколько раз превосходил объемы его добычи в России», – подчеркивает он.

Представитель РЖД также отметил «нерациональность логистики» при перевозках угля. Сегодня значительный объем угля для российских предприятий перевозится на дальние расстояния, занимая провозные мощности железной дороги, поскольку угольные компании, расположенные ближе к портам, а также имеющие свои собственные порты, не проявляют интереса к поставкам в адрес отечественных энергокомпаний, отмечает собеседник. «Вопрос минимизации таких перевозок неоднократно ставился перед Минэнерго, но их объем по-прежнему остается существенным – 7,6 млн т по итогам 2023 г.», – подчеркивает он.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) в декабре 2023 г. оценивал профицит угольных портовых мощностей с доступом к железным дорогам в 64,3 млн т.

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко отмечает, что, несмотря на рост объемов экспорта в Китай, общий показатель вывоза угля из России в последние годы стагнирует. По его мнению, для наращивания экспорта до 360 млн т к 2030 г. необходимо решить имеющиеся проблемы с пропускной способностью железных дорог и железнодорожными тарифами. Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов считает, что проекты расширения Восточного полигона и модернизации другой железнодорожной инфраструктуры вполне могут обеспечить названный Минэнерго потенциал экспорта угля в 360 млн т в год.

Российские экспортеры обладают достаточными запасами и инженерной базой, чтобы значительно нарастить поставки угля, уверен Красноженов. По мнению Дудченко, в условиях роста затрат угольных компаний России необходимо договориться с Китаем об отмене торговых пошлин.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Александр Григорьев считает, что качественные характеристики добываемого в России угля и невысокая себестоимость его добычи позволяют российским компаниям оставаться конкурентоспособными на мировом рынке «даже в текущих условиях». По этим же причинам, по его мнению, недостаток провозной способности железных дорог для экспорта угля будет сохраняться «даже спустя 20 лет», так как потребление угля в АТР продолжает расти.

Спрос на российский уголь на мировом рынке, по словам Красноженова, будет во многом зависеть от доли угольной генерации в энергобалансах крупнейших потребителей – Китая, Индии, Японии и Южной Кореи. Также он будет зависеть от объема предложения со стороны крупнейших угольных экспортеров – Индонезии, Австралии, США, Колумбии и ЮАР.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает оценки Минэнерго «чересчур оптимистичными». По его мнению, во второй половине 2020-х гг. ожидается рост поставок коксующегося угля, но экспорт энергетического будет сокращаться. Это произойдет не только из-за дефицита мощностей Восточного полигона, но также из-за падения цен на топливо и сужения географии строительства новых угольных тепловых электростанций на фоне развития низкоуглеродной энергетики в АТР, пояснил он.

Экспортные цены на российский энергоуголь в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. («Ведомости» писали об этом 11 апреля). Цена топлива калорийностью 6000 ккал на 1 кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток составляла $95 за 1 т, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь той же калорийности стоил $72 за 1 т (-13% с начала года), в портах Балтийского моря – $61 за 1 т (-14%).-

В подготовке статьи участвовал Денис Ильюшенков