Россия в 2024 году продолжает вытеснять казахстанскую нефть из Узбекистана

РФ дает хорошие скидки, а экспортерам из Казахстана интереснее премиальные рынки
В этом году «Казтрансойл» планирует прокачать в Узбекистан 550 000 т российской нефти/ Алексей Бабушкин / РИА Новости

Россия в I квартале 2024 г. продолжила наращивать поставки нефти в Узбекистан, вытесняя казахстанское сырье, следует из данных обзора Argus «Рынок Каспия» (есть у «Ведомостей»).

Импорт из России увеличился в январе – марте к тому же периоду 2023 г. в 7 раз до 75 000 т на фоне снижения поставок нефти из Казахстана на 26% до 13 400 т, сообщается в обзоре со ссылкой на данные железнодорожных экспедиторов.

Рост объемов поставок российской нефти на рынок Узбекистана начался еще в прошлом году на фоне разрыва дисконтов между российской Urals и созданного из-за санкций в 2022 г. казахстанского сорта Kebco (ранее добываемая на месторождениях в Казахстане нефть экспортировалась также под брендом Urals). По данным Argus, дисконт на Urals при поставках на рынок Узбекистана в I квартале этого года составлял $11–12/барр. к эталонной North Sea Dated (аналог Brent). При этом скидка на Kebco составляла $8–9/барр.

Минэнерго Казахстана в начале октября 2023 г. заявляло, что готово наращивать поставки нефти в Узбекистан. Но для этого Ташкент должен предложить более выгодную цену и условия, чем «Китай или другие страны», отмечалось в релизе.

Российскую нефть в Узбекистан поставляет «Газпром нефть» по системе «Транснефти», владеющей всеми магистральными нефтепроводами в стране. Затем сырье отправляется транзитом через территорию Казахстана по трубопроводам «Казтрансойла» по маршруту Омск – Павлодар – Шымкент (Чимкент), а на нефтеналивной эстакаде Шагыр оно отгружается в цистерны и везется по железной дороге. Прямого трубопроводного маршрута из России в Узбекистан нет.

«Ведомости» направили уточняющие вопросы в «Газпром нефть», «Казтрансойл», «Транснефть», а также Минэнерго России, Казахстана и Узбекистана. В РЖД отказались от комментариев.

Поставки российской нефти на рынок Узбекистана также осуществляются по железной дороге, но объемы перевозимой таким образом сырой нефти незначительны. Так, по данным российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за весь прошлый год было перевезено всего 9000 т, за I квартал 2024 г. – 60 т. При этом вместе с нефтепродуктами (топочный мазут, бензин, газовый конденсат и газойль), по словам заместителя гендиректора ИПЕМа Владимира Савчука, по железной дороге в 2023 г. в Узбекистан было экспортировано из РФ 2,37 млн т продукции, а в I квартале этого года – 0,74 млн т. Похожие данные приводит Информационный центр операторов подвижного состава: 2,8 млн т за весь прошлый год и 0,76 млн т за январь – март этого года.

«Газпром нефть» и узбекский Ферганский НПЗ (проектная мощность – 5,5 млн т в год) договорились о поставках нефти по железной дороге еще в 2014 г. Планируемый объем поставок составлял тогда 120 000 т в год, но фактически было отгружено лишь 111 000 т, сообщало Argus Media. С 2016 по 2018 г. российская сторона поставляла отдельные небольшие партии нефти в Узбекистан по железной дороге и по нефтепроводу через Казахстан.

При этом в прошлом году возобновились поставки российской нефти из России в Узбекистан транзитом через трубопровод «Казтрансойла» (в 2019–2022 гг. прокачка не осуществлялась). В конце апреля прошлого года начальник главного управления минэнерго Узбекистана Атхамжон Убайдуллаев сообщал, что Узбекистан и «Газпром нефть» договорились о поставке 300 000 т нефти в 2023 г., но фактическая прокачка составила 154 300 т.

В начале октября 2023 г. президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев подписали соглашение о расширении сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Объемы экспорта не назывались. В ноябре 2023 г. министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов уточнял, что в 2024 г. страна намерена импортировать из России более 1 млн т нефти и нефтепродуктов. В конце января 2024 г. пресс-служба «Казтрансойла» сообщала о намерении обеспечить транзит до 550 000 т российской нефти в Узбекистан.

По данным Госкомстата Узбекистана, страна ввозит 11,5% в год от потребности в нефти и газовом конденсате. По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, в 2022 г. Узбекистан импортировал 451 000 т нефти. Крупнейшими поставщиками были Туркмения (189 000 т) и Казахстан (179 000 т), на Россию приходилось 76 000 т. В 2023 г. общий импорт нефти и нефтепродуктов в Узбекистан вырос в денежном выражении на 27% к 2022 г. до $1,6 млрд, следует из материалов Госкомстата страны (данные в физическом выражении ведомство не приводит).

Дисконт на нефть для Узбекистана и стран Центральной Азии формируется в привязке к «дифференциалам на других направлениях», указывает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По словам эксперта, Узбекистан закупает нефть с премией $1–2/барр. к поставкам по морю. Эксперт Финансового университета при президенте РФ Игорь Юшков отмечает, что сами казахстанские экспортеры сейчас заинтересованы поставлять нефть на более премиальные рынки, например в Евросоюз «по рыночной цене».

Кондратьев ожидает сохранения тренда на наращивание поставок российской нефти из-за рисков снижения добычи нефти Казахстаном.

В середине апреля минэнерго Казахстана сообщило, что в I квартале этого года превысило свои обязательства по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+ – только в марте перепроизводство составило 131 000 барр./сутки. В рамках добровольного сокращения добычи нефти Казахстан должен был снизить производство во II квартале 2024 г. на 82 000 барр./сутки.

План поставок из России в Узбекистан – 550 000 т за год – вполне может быть выполнен, резюмирует Кондратьев.