Маркетплейсы и классифайды переманили покупателей «недружественных» смартфонов

Продажи техники в онлайне растут быстрее, чем в обычной рознице
Гаджеты ушедших из России брендов нашли себе торговое место за пределами обычных магазинов/ Максим Стулов / Ведомости

Продажи смартфонов на досках объявлений и маркетплейсах растут динамичнее, чем в официальной рознице, следует из статистики участников рынка и аналитиков. В I квартале 2024 г. в России купили на «Авито» на 31% больше новых мобильных телефонов, чем в тот же период 2023 г., сообщил представитель площадки. На маркетплейсе Ozon продажи смартфонов выросли на 91% в денежном и на 57% в штучном выражении, по подсчетам компании.

В I квартале 2024 г. на «Авито» продано 1,9 млн смартфонов, оценивает генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов (сама площадка абсолютных цифр не раскрывает). Из них, по словам эксперта, примерно 0,5 млн – новые гаджеты. Таким образом, уже каждый четвертый смартфон, покупаемый через «Авито», новый, а не подержанный, обращает внимание Анкилов.

По оценкам IT-холдинга Fplus и мобильных операторов «Билайн» и МТС, в официальной рознице в I квартале на российском рынке было куплено на 12–15% больше устройств, или 7,5 млн штук (рост год к году). В деньгах продажи в крупных гипермаркетах электроники в январе – марте 2024 г. увеличились к уровню I квартала прошлого года на 32% до 186 млрд руб., говорится в статистике Fplus.

По подсчетам «М.видео-Эльдорадо», в денежном выражении в I квартале рынок мобильных телефонов в России год к году вырос на 31% до 188,3 млрд руб., а в количественном выражении – на 11% до 8,6 млн штук (продажи на классифайдах типа «Авито» аналитики не учитывали).

В официальной рознице темпы роста более сдержанные. В I квартале 2024 г. продажи смартфонов в штуках в сети Tele2 выросли на 15% год к году и на 32% в денежном эквиваленте, рассказал представитель оператора. В объединенной розничной сети «Мегафона» и Yota продажи смартфонов за первые три месяца 2024 г. оказались сопоставимы с продажами за аналогичный период прошлого года, сообщил ее представитель.

Подавляющее большинство продаж новых устройств на «Авито» пришлось на ушедшие с российского рынка бренды. В частности, на американскую Apple пришлось 64% продаж, а на южнокорейскую Samsung – 11%, говорит руководитель категории «Бытовая техника и электроника» в «Авито» Павел Комаров. На Ozon наибольший рост в деньгах показывают Apple, китайские Infinix и Huawei, а в штуках – Infinix, Techno и Realme (все – КНР). На Wildberries в топ в штуках вошли Tecno, Infinix, Apple, Xiaomi (Китай) и Realme, а в деньгах – Apple, Tecno, Infinix, Samsung и Xiaomi.

Новый iPhone на «Авито» приобретают в среднем за 62 400 руб., смартфон Samsung – за 50 600 руб., гаджет Xiaomi – за 23 800 руб., поделился статистикой Комаров. Гаджеты этих брендов «с рук» обойдутся в среднем в 29 200 руб., 15 900 руб. и 8500 руб. соответственно.

В официальной рознице лидировали китайские бренды. В топ-5 брендов в сети Tele2 вошли Xiaomi, Infinix, Tecno, Realme, Samsung, рассказал представитель компании. В пятерку самых покупаемых марок устройств входят только китайские бренды – Realme, Infinix, Honor, Xiaomi, Tecno, отметил представитель объединенной розничной сети «Мегафона» и Yota. По данным «Билайна», в штучных продажах на российском рынке лидирует китайская Redmi с долей в 23%. Следом за ней идут: Tecno (17%), Infinix (12%), Samsung (10%) и Realme (10%). В денежном эквиваленте, по статистике МТС, лидирует Apple с долей 37%. 2-е место занимает Xiaomi (18%), 3-е – Samsung (17%), 4-е – Tecno (8%) и 5-е – Infinix (6%).

Но спрос на бренды смартфонов, ушедших с российского рынка, сохранился и в крупных гипермаркетах. Наибольший прирост среди брендов по количеству заказов пришелся на смартфоны от Samsung, показатель вырос год к году на 63%, сообщил руководитель группы закупок Telecom Mobile компании «Ситилинк» Павел Работенко. На 2-м и 3-м местах по увеличению числа заказов оказались Apple (56%) и Xiaomi (31%), добавил он.

За последние три года выручка «Авито» растет ежегодно в среднем на 54% и в 2023 г. она превысила 100 млрд руб., обращает внимание независимый эксперт, основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков. В последние два года наблюдается тенденция, при которой частные предприниматели используют «Авито» и крупные маркетплейсы как каналы сбыта, говорит он. После того как из России ушло большое количество вендоров, электронные доски объявлений и маркетплейсы перехватили большие потоки товаров, подвинув официальные гипермаркеты электроники, подчеркнул эксперт.

Поэтому если официальные розничные сети показали сдержанный рост продаж смартфонов, то продажи на «Авито» и маркетплейсах растут динамичнее, объясняет Сурков. К тому же розница работает с крупными дистрибуторами и «не видит» мелких заказов, которые могут размещать на «Авито» и маркетплейсах частные продавцы. Поэтому ассортимент товаров на досках объявлений по сравнению с официальной розницей отличается в пользу товаров, завезенных по параллельному импорту, указывает он.

Действительно, «Авито» и подобные торговые площадки следует рассматривать как часть рынка, в том числе вторичного, которая всегда существовала и будет существовать, пока сохраняется спрос на б/у устройства и новые смартфоны, которые с большой долей вероятности были завезены в Россию неофициально, говорит бизнес-аналитик IT-холдинга Fplus Артур Махлаюк. Именно там продаются модели Apple и Samsung, а также устройства других брендов, ушедших их страны, указывает он.

С ростом аппетитов маркетплейсов, которые в начале года очень серьезно подняли комиссии, продавцы стали посматривать на альтернативные площадки, обращает внимание независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. Теперь на том же «Авито» можно продавать по всей стране с достаточно надежной доставкой, с финансовыми документами, говорит он. Тенденция поменялась: теперь новые аппараты можно найти на «Авито», где цена оказывается часто ниже, чем в официальных гипермаркетах, указывает эксперт.