Альдемир Бендин: «Сегодня у властей нет ни малейшей возможности для вмешательств»

Как Альдемир Бендин пытается спасти репутацию и бизнес бразильской Petrobras, подорванные громким коррупционным скандалом
YASUYOSHI CHIBA/ AFP

Государственная компания Petroleo Brasileiro оказалась в центре самого громкого коррупционного скандала в Бразилии. Он уже стоил поста ее генеральному директору Марии Дас Грасиас Фостер, несколько сотрудников Petrobras и строительных компаний, плативших им откаты, попали в тюрьму, расследование ведется в отношении полусотни политиков. В этом году миллионы бразильцев трижды выходили на массовые акции протеста во многих городах, протестуя против коррупции и требуя отставки президента страны Дилмы Руссефф, которая возглавляла совет директоров Petrobras в 2003–2010 гг., т. е. большую часть времени, в течение которого, по данным следствия, совершались коррупционные действия.

Petroleo Brasileiro (Petrobras) S.A.

Энергетический холдинг
Акционеры (данные компании на 30 апреля 2015 г.): правительство Бразилии – 50,26% голосующих акций (28,67% уставного капитала), Brazilian Development Bank – 9,87% (6,87%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – $32,9 млрд.
Финансовые показатели (данные Bloomberg, 2014 г.):
выручка – $143,7 млрд,
чистый убыток – $9,2 млрд.
Добыча (2014 г.): нефти – 2,03 млн баррелей/день, газа – 1,5 млрд кубических футов/день.

Осуществляет добычу, переработку и транспортировку нефти и газа, производство биотоплива и выработку электроэнергии. Объединяет 134 производственные площадки, 15 НПЗ, 34 600 км трубопроводов, 7710 сервисных станций в Бразилии и 17 – странах мира. Доказанные запасы нефти (на 31 декабря 2014 г.) – 1,5 млрд т, газа – 342,1 млрд куб. м.

Когда Альдемир Бендин возглавил в феврале Petroleo Brasileiro, его первоочередная цель была абсолютно ясна: сделать все, чтобы аудиторы до конца апреля завершили подготовку не публиковавшейся с III квартала 2014 г. отчетности. В противном случае ковенанты по облигациям Petrobras давали инвесторам право потребовать досрочного погашения. К тому же из-за отсутствия отчетности Petrobras с конца 2014 г. не могла занимать деньги на рынках, а Moody’s в феврале лишило компанию инвестиционного кредитного рейтинга.

Бендин достиг своей цели – 22 апреля Petrobras опубликовала отчетность за 2014 г. Компания списала 50,8 млрд реалов ($17 млрд по тогдашнему курсу), но избежала кошмара, связанного с необходимостью досрочно погашать долги. Инвесторы возлагали на Бендина серьезные надежды: акции Petrobras, сильно подешевевшие из-за коррупционного скандала, с момента его назначения в феврале до 22 апреля выросли на 40%.

Как выясняется, это была легкая задача. Теперь Бендин должен сократить долг, составляющий $133,9 млрд, – крупнейший среди энергетических компаний мира. Он собирается добиться этого, увеличивая нефтедобычу, сокращая капиталовложения и продав до конца 2018 г. активов на $58 млрд.

Однако с учетом того, что цены на нефть за прошедший год упали более чем в 2 раза, ее избыток на мировом рынке сохраняется и даже растет, а распродавать активы начали уже многие компании, эти намерения могут остаться благими пожеланиями, опасаются аналитики.

Но бывший генеральный директор государственного Banco do Brasil сохраняет спокойствие. «Мы не слишком тревожимся, – сказал он в разговоре с The Wall Street Journal, который стал его первым интервью зарубежной прессе. – Я пришел из мира финансов, где работают люди достаточно прагматичные и практичные. Ты ставишь определенные цели и по мере движения достигаешь их».

Наблюдатели осторожно хвалят Бендина за его усилия по выводу Petrobras из тяжелого положения, в котором она оказалась после коррупционного скандала. В этом году аудиторы без каких-либо возражений одобрили отчетность Petrobras, а амбициозная программа по продаже активов реализуется, несмотря на сопротивление профсоюзов.

«По шкале от 0 до 10 он, без сомнения, заслуживает оценки в 8 баллов. А дальше – посмотрим», – говорит Джон Форман, долгое время работавший консультантом по нефтяной отрасли и возглавлявший Национальное нефтяное агентство Бразилии.

Инвесторы же сейчас скептично смотрят на Petrobras, в первую очередь из-за того, что правительство, как и раньше, может влиять на политику компании. Благодаря тому, что ему принадлежит большинство голосующих акций, правительство в прошлом навязывало свою волю ее руководителям и игнорировало интересы миноритарных акционеров. Так, в последние годы Petrobras приходилось инвестировать значительные средства в сомнительные проекты, например, в области нефтепереработки и субсидировать цены на топливо (это делалось под лозунгом борьбы правительства с инфляцией).

Из банкиров в нефтяники

Альдемир Бендин родился 10 декабря 1963 г. в маленьком городке в муниципалитете Парагуасу-Паулиста, штат Сан-Паулу в Бразилии. Окончил Папский католический университет Рио-де-Жанейро, факультет бухгалтерского учета со степенью бакалавра, затем получил MBA там же.

В 1978 г. начал работу в Banco do Brasil в качестве стажера (в возрасте 14 лет). В 1978–2006 гг. занимал различные должности в Banco do Brasil (директор филиала, исполнительный директор департамента, вице-президент по розничным продажам и т. д.), после чего вошел в совет директоров Banco do Brasil. В 2009 г. занял пост генерального директора Banco do Brasil. Также занимал должности вице-председателя совета директоров в Banco Votorantim и Banco Patagonia.

С февраля 2015 г. занимает должность генерального директора Petroleo Brasileiro. Источники: Bloomberg, Reuters, Britannica

Правительство по-прежнему назначает семерых из 10 членов совета директоров, который в прошлом порой просто визировал решения той администрации, которая находилась у власти.

Если подобное положение дел и вызывает беспокойство у Бендина, на публике он этого не показывает. Будучи гендиректором Banco do Brasil, он заслужил репутацию грамотного и компетентного менеджера, знающего и как вести бизнес, и как разговаривать c чиновниками. В Petrobras он уже смог добиться некоторых перемен, договорившись о замене большинства политических назначенцев в совете директоров представителями научной среды, бизнесменами и техническими экспертами. Один из новых членов совета – Роберту Кастеллу Бранку в июле выступал с критикой энергетической политики Бразилии.

Бендин также пытается улучшить корпоративное управление. В компании создан пост директора, отвечающего за соблюдение законодательных и регулирующих норм, предприняты шаги, которые должны побудить сотрудников сообщать о нарушениях и при этом гарантировать их безопасность. Компания также ведет внутреннее расследование, в том числе в рамках сотрудничества с прокурорами. По утверждению Бендина, теперь менеджмент Petrobras проводит независимую политику определения цен на топливо и ориентируется на рыночную ситуацию, а не на инфляцию и имеет возможность не допустить политических назначений на ключевые посты. «Сегодня [у властей] нет ни малейшей возможности для вмешательств такого рода», – настаивает он.

«Мы сделали все от нас зависящее, чтобы закрыть эту печальную главу»

Бразильские прокуроры считают, что топ-менеджеры Petrobras при реализации крупных проектов, например по строительству НПЗ, заключали с подрядчиками контракты по завышенным ценам. Строители платили топ-менеджерам Petrobras откат в 3% от суммы контракта, а часть взяток передавалась политикам и на финансирование избирательных кампаний. Одним из таких людей был Нестор Серверу, который недавно был приговорен к 12 годам тюрьмы за вымогательство взяток (их общую сумму следствие оценило в $14,3 млн) и отмывание денег. В начале августа суд приговорил пятерых топ-менеджеров строительной компании OSX к различным срокам, максимальный из которых – 16 лет. А на прошлой неделе прокуроры предъявили обвинение во взяточничестве спикеру нижней палаты парламента Эдуарду Куне и бывшему президенту, а ныне сенатору Фернанду Колору ди Мелу.

Из-за фактов коррупции, выявленных прокурорами, компания не смогла опубликовать отчетность за III квартал 2014 г. – PricewaterhouseCoopers отказался заверять ее. Только в апреле Petrobras опубликовала первую аудированную отчетность, списав 6,2 млрд реалов ($2,1 млрд) в связи с выявленными фактами коррупции, и еще 44,6 млрд реалов ($14,8 млрд) – в результате переоценки завышенной стоимости активов, включая НПЗ. В итоге убыток Petrobras в IV квартале 2014 г. составил 26,6 млрд реалов ($8,9 млрд) при выручке в 85,04 млрд реалов ($28,3 млрд). Оценка списаний в $17 млрд, как заявил тогда Альдемир Бендин, делалась с запасом, реальное снижение стоимости активов может оказаться не столь значительным, но «это было сделано, чтобы придать доверия» действиям компании. «Мы сделали все от нас зависящее, чтобы закрыть эту печальную главу», – сказал он.

Последняя отчетность, за II квартал 2015 г., опубликованная в августе, оказалась неутешительной. Чистая прибыль упала на 89%, составив 531 млн реалов ($152 млн) по сравнению с 4,9 млрд реалов за тот же период прошлого года. В качестве причин плохих финансовых показателей компания назвала увеличение налоговых расходов и снижение стоимости активов после корректировки плана инвестиций. Бендин заявил, что хочет очистить баланс после коррупционного скандала и падения цен на нефть. «Мы хотим сделать так, чтобы в компании был высочайший уровень управления в мире. Мы хотим, чтобы компания очистилась от обязательств и проблем и двигалась вперед», – сказал он журналистам.

В конце июня Petrobras сообщила, что сокращает прогнозы по капиталовложениям до 2019 г. и добыче до 2020 г. по меньшей мере на треть. Petrobras планирует проводить разведку месторождений, увеличивать добычу нефти, сокращая инвестиции в НПЗ, из-за которых и разгорелся скандал.

Вместе с тем Бендин избегает высказывать мнения, которые противоречили бы позиции Руссефф, которая стоит за его назначением в Petrobras. При том что, по мнению экспертов, Руссефф и ее предшественник Луис Инасиу Лула да Силва несут ответственность за многие из решений, которые подорвали финансовое положение компании в последние годы.

Например, Бендин не планирует продавать доли Petrobras в так называемых подсолевых нефтяных месторождениях, расположенных на морском шельфе Бразилии (т. е. находящихся под слоем соли на дне, что затрудняет добычу и делает ее более дорогой), хотя и признает, что интерес к ним со стороны покупателей был бы высоким. Он поддерживает позицию Руссефф в том, что нужно сохранить действующие правила, по которым Petrobras должна иметь долю не менее 30% во всех подсолевых месторождениях, которые правительство выставит на тендер, и быть их оператором. Эксперты же говорят, что эти правила, принятые в 2010 г., обременительны для Petrobras и непривлекательны для частных компаний. «С одной стороны, вы получаете обязательства инвестировать [в разработку], а с другой – получаете резервы. Так что для [нашей] компании это хорошо», – не согласен Бендин.

Petrobras надеется продать месторождения, разведка которых еще только ведется либо которые находятся на поздней стадии разработки, «где соотношение затрат и выгод не столь хорошее», а также нефтеперерабатывающие активы и термоэлектростанции, говорит Бендин. Также недавно совет директоров Petrobras проголосовал за продажу 25% акций BR Distribuidora, занимающейся дистрибуцией топлива дочерней компании, путем проведения IPO в конце этого – начале следующего года. Председатель совета Мурилью Феррейра высказался против, заявив, что Petrobras стоило бы сначала найти способы максимизировать стоимость BR Distribuidora, прежде чем продавать ее. Другой директор был не согласен со временем размещения, поскольку, по его словам, «рынок и так полон разными активами», свидетельствует стенограмма заседания совета.

«Их программа по продаже активов была бы невероятно амбициозна, даже если бы цены на нефть были достаточно высоки, – полагает Руараидх Монтгомери, аналитик по энергетике Wood Mackenzie. – Но по большому счету у них нет выбора».-

WSJ, 18.08.2015, Михаил Оверченко

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)