Хассан аль-Ибрагим: Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара

Директор Агентства по туризму Катара Хассан аль-Ибрагим рассказывает о причинах отмены въездных виз и роли чемпионата мира по футболу – 2022 в развитии туриндустрии
Директор Агентства по туризму Катара Хассан аль-Ибрагим/ Личный архив

В 2010 г. Катар, маленькая нефутбольная страна на северо-востоке Аравийского полуострова, сенсационно получил право на проведение ЧМ-2022 – одного из крупнейших спортивных соревнований в мире. Но и после этого Катар продолжал оставаться закрытым – получить визу в эту страну с абсолютной монархией было очень непросто. Катар – одна из богатейших стран мира, доходы которой обеспечены добычей природного газа, – привечал в основном единоверцев из других стран Персидского залива; доходы от туристов из других регионов эмират, сберегающий половину своих доходов, не очень-то интересовали.

Все резко изменилось в июне 2017 г., когда шесть арабских стран – Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия – обвинили Катар в финансировании терроризма, разорвали с ним дипломатические отношения и объявили транспортную блокаду. И Катар решил открыться остальному миру: эмират оперативно изменил свою туристическую стратегию и отменил въездные визы для граждан из 80 стран, включая Россию. Каких и сколько туристов ждет Катар и что им предложит, «Ведомостям» рассказал директор Агентства по туризму Хассан аль-Ибрагим.

– Сколько сейчас туристов принимает Катар и какой вы планируете рост с учетом эффекта чемпионата мира по футболу 2022 г.?

– За последние 10–20 лет поток туристов в Катар постоянно рос, во многие годы рост выражался двузначными цифрами. В 2016 г. нас посетили 2,94 млн иностранных туристов, но в 2017 г. произошло снижение на 23% до 2,25 млн человек из-за введенной летом блокады со стороны нескольких арабских государств. Хотя в первые пять месяцев года число туристов выросло на 7%. В сентябре 2017 г. мы представили обновленную национальную стратегию туристического сектора. Ее цель – 5,6–5,7 млн туристов к 2023 г. и 7,8 млн – к 2030 г.

Минус 700 000 туристов

– Туристическую стратегию вы обновили очень быстро. Ведь транспортную блокаду Катару шесть арабских стран объявили в июне прошлого года. Она сильно ударила по вашей туриндустрии?

– Цифры очевидны. Мы на 50–56% зависели от Саудовской Аравии и других стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят в том числе ОАЭ, Бахрейн и Йемен). Эти государства запретили своим гражданам посещать Катар, количество туристов из стран совета сократилось в 2017 г. на 47% до 753 000 человек.

Мы компенсируем эти потери максимум за 2–3 года – диверсифицируя рынки, путем органического роста. Мы не уронили цены после блокады, несмотря на то что количество номеров выросло на 10% до 25 000. Но мы не хотим лезть из кожи вон только ради стремительного роста. Мы показали феноменальный рост [въездного туризма] после того, как в августе 2017 г. сделали въезд безвизовым для граждан 80 стран. Еще в 2016 г. поездка для иностранца в Катар была некоторым вызовом. Процесс получения визы был достаточно сложным.

Хотя, если оставить за скобками игру цифр, эта блокада – печальное событие, ведь приезжие из этих стран не рассматривались в Катаре как иностранцы, они были частью нашей культурной и социальной общности. Ценность наших отношений была том, что взаимодействовали люди, а не правительства. К сожалению, их здесь больше нет. Мы надеемся, что эти политические разногласия будут решены скоро. И люди снова смогут наслаждаться визитами гостей и друзей.

– Откуда помимо стран Персидского залива к вам приезжает наибольшее количество туристов?

– У нас огромное присутствие из Индии (333 700 в 2017 г.), но они в основном приезжают не для отдыха, посещают родственников и друзей. Много путешественников из Великобритании (120 500), США (101 000). (Катар – бывший протекторат Великобритании. – «Ведомости».)

Новые направления

– Что изменилось в туристической стратегии Катара?

– Стратегия туристического сектора сфокусирована на пяти элементах. Первый элемент – это управление, мы стараемся улучшить регулирование туристического сектора, пересматриваем законы, фокусируемся на системе классификации [средств размещения], что должно улучшить наше предложение. Второй элемент стратегии – развитие самого продукта. Мы стараемся определить пустоты в нашем предложении и заполнить их. Третий элемент – маркетинг Катара. В 2012 г. у агентства было очень скромное глобальное представительство – только один иностранный офис. Сейчас у нас свыше 10 офисов по всему миру: три в Китае, в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Сингапуре. Вскоре откроются офисы в России и Индии. Российское представительство согласуется с ростом Qatar Airways и перевозок из вашей страны. Появятся офисы в Скандинавии и Австралии. Четвертый элемент – развитие человеческого капитала в туристическом секторе. И, наконец, усиление роли центрального планирования, нашей организации, привлечение к управлению большего числа талантов.

– Сколько Катар инвестирует в объекты туриндустрии, предусмотренные вашей стратегией?

– Вложения, связанные с подготовкой ЧМ-2022, составят $40 млрд, уже проинвестировано свыше 65% средств, в основном в инфраструктурные объекты.

В ближайшие несколько лет фокус будет на инвестициях частного сектора. Мы хотели бы привлекать больше иностранных инвесторов в сектор. Наше агентство будет трансформировано в Национальный совет по туризму. Совет будет отчитываться перед специальным комитетом, в который войдут представители частного сектора, в основном владельцы отелей и туристических компаний. Председательствовать в комитете будет премьер-министр, в новой организации голос частного сектора, таким образом, будет лучше услышан, инвесторы будут ближе к центру принятия решений.

– Каких туристических продуктов не хватает Катару?

– Последние 10 лет фокус делался на выстраивании Катара как одного из сильнейших бизнес-направлений, куда люди приезжают и встречаются по делам, обсуждают идеи. Прямо сейчас не хватает солнечно-пляжного элемента. И мы усердно работаем над его развитием.

Не хватает круизного туризма. В 2017 г. через порт Дохи нас посетили 46 500 человек, почти трехкратный рост к 12 700 в 2016 г., а еще пару лет назад было 4000. Но потенциал этого сегмента далеко не исчерпан. Катар инвестирует 2 млрд риалов (около $540 млн) в развитие порта Дохи, к 2022 г. в страну ежегодно будут прибывать 250 000 человек на круизных лайнерах.

Также нам не хватает предложения по экотуризму. Мы определяем несколько предложений для частного сектора и инвесторов, как местных, так и международных, чтобы инвестировать в эти продукты в Катаре.

К 2022 г. мы ожидаем открытия нескольких курортов: какие-то из них расположены рядом с морем, а некоторые – в сердце пустыни и будут специализироваться только на соответствующей экзотике. В Катаре есть огромные заповедные территории, места с настоящей дикой природой – они будут важной частью этого продукта. Пока в Катаре есть только пустынные лагеря.

– Каково сейчас соотношение бизнес-туристов и отдыхающих?

– Деловые туристы, конечно, доминируют. Наша цель – довести долю отдыхающих к 2022 г. до 60–65%. Мы диверсифицируем наш продукт, чтобы не зависеть только от бизнес-туристов, так как этот сегмент очень цикличен. И диверсифицируем наши рынки, чтобы не зависеть от какого-то одного.

– Что предлагает Катар такого, чего нет у соседей? Например, ОАЭ – очень популярное направление отдыха, в том числе в России.

Самый компактный чемпионат

Катар проведет чемпионат мира по футболу 2022 г. на 8–9 стадионах, окончательное решение FIFA еще предстоит принять, рассказал «Ведомостям» Хассан аль-Тавади, руководитель верховного комитета по организации и наследию (отвечает за подготовку всей инфраструктуры к ЧМ-2022). В арены планируется вложить примерно $8 млрд, говорит аль-Тавади. Один стадион уже существует: «Халифа», построенный в 1976 г., был открыт после глубокой реконструкции в мае 2017 г., остальные стадионы строятся. «Это будет самый компактный чемпионат мира по футболу, – говорит аль-Тавади. – Маленький размер страны – наше преимущество: поездка между двумя любыми стадионами займет максимум час. Фанаты смогут остановиться в одной гостинице на весь турнир, впервые в истории вживую смотреть больше одного матча в день. Команды смогут остановиться на одной базе и сфокусироваться только на футболе. Журналисты также смогут работать без переездов и перелетов».

– Культурное предложение в Катаре очень сильно в сравнении с регионом [Персидского залива]. В Дохе находится единственный в мире музей исламского искусства. Есть музей современного арабского искусства. К концу 2018 г. будет открыт национальный музей. Очень интересны для туристов наши традиционные рынки, которые называются сук: один есть в Дохе, один – в Эль-Вакре, ближе к ЧМ-2022 появится еще один в Эль-Хауре. Они часть нашей культуры, очень аутентичные. Благодаря органичному развитию туризма есть возможность взаимодействовать с местными жителями. Это то, чего вы не увидите в регионе, – там фокус был на быстром развитии и массовом туризме. В Катаре расположены несколько крупнейших парков в регионе.

Наша стратегия определяет направление как туристический хаб с глубокими катарскими корнями. Акцент на сочетании современности и аутентичности. Доха последние десятилетия была центром развития, и сейчас это основное место притяжения туристов. Но в соответствии со стратегией будут строиться места размещения и в других городах. Это современные города с объектами исторического наследия, в том числе Эль-Зубара – форт с руинами [средневекового] укрепленного поселения ловцов жемчуга, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

200 000 человек из России

– Сколько россиян посещает Катар?

– По итогам 2017 г. года около 5000 человек, это рост на 15%, и Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара. Но это только индивидуальные путешественники, пока нет никаких компаний, продающих или продвигающих это направление в России. Основной рост начнется в 2019 г., к 2023 г. мы ожидаем ежегодно как минимум 200 000 человек из России.

– Катар известен строгими правилами в том, что касается одежды. Запрещено употреблять алкоголь, на всю страну есть только один магазин, где можно купить спиртное. Не планируется немного ослабить правила в преддверии ЧМ?

– Я бы не сказал, что мы строгая страна. Туристы могут наслаждаться алкоголем в гостиницах уровня 4–5 звезд, в ресторанах, на курортах. Я бы рекомендовал туристам перед поездкой узнать побольше о Катаре, о местных жителях, потому что некоторые вещи могут быть оскорбительны для местных. Какие-то вещи неприемлемы – не только в Катаре, но и во всем регионе. Это просто другая культура.

Местные очень терпимы к приезжим, ведь взаимодействие с другими людьми – часть нашей культуры. Катар всегда был международным хабом. Люди здесь открыты. Но они были бы оскорблены, увидев кого-то на улице в неподобающей одежде. Люди здесь привычны к скромной одежде в публичных местах.

При этом в Катаре нет никакого неприятия спорта, мы проводим все виды мероприятий – соревнования по пляжному волейболу, плаванию. В Катаре много мест, где можно заниматься спортом или своим хобби.

– Что насчет пива? В России, как и в других европейских странах, пиво очень популярно у футбольных болельщиков.

– В Катаре пиво не будет доступно повсеместно. Мы очень маленькая страна, но у нас свыше 130 отелей, они находятся во всех уголках страны. Поэтому выпить не будет проблемой – в отелях, на пляжах, в ресторанах. Мы не получали отзывов от туристов о том, что они не могут насладиться алкоголем.

Влияние футбола

– Какой вклад внесет ЧМ-2022 в развитие туризма в Катаре?

– Катар давно принимает спортивные мегасобытия. В 2006 г. мы приняли Азиатские игры – по количеству участников это были одни из крупнейших Игр в истории. Мы принимали Кубок Азии по футболу, в 2019 г. примем чемпионат мира по тяжелой атлетике, в 2023 г. – чемпионат мира по водным видам спорта, скоро будет Кубок мира по бильярду.

Как выглядят стадионы ЧМ-2022 по футболу в Катаре

У нас есть инфраструктура для проведения таких мероприятий, и мы воспринимаем их как возможность продвигать наши ценности и Катар как туристическое направление, выводить его на глобальный уровень.

ЧМ-2022 будет очередным мегасобытием, которое примет Катар. Но он – первый чемпионат мира по футболу в арабском мире – даст также возможность объединить регион Персидского залива, продвигать не только наши ценности, но ценности всего региона.

Государство Катар

Эмират на Ближнем Востоке
Площадь – 11 586 кв. км.
Население – 2,314 млн чел. (2017 г., оценочно).
Экономические показатели:
ВВП – $166,3 млрд (2016 г., оценочно), ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – $341,7 млрд (2017 г., оценочно),
ВВП на душу населения по ППС – $124,9 млрд (2017 г., оценочно), 2-е  место в мире.
Доля валовых национальных накоплений – 48,8% (2017 г., оценочно), 2-е место в мире.
Структура ВВП: промышленность – 50,3%, услуги – 49,5%, сельское хозяйство – 0,2% (2017 г., оценочно).
Источник: CIA World Factbook

– Сколько вы ждете иностранных гостей во время самого ЧМ-2022?

– Чемпионат пройдет с середины ноября до середины декабря 2022 г., и в этот месяц мы ожидаем 1,1 млн иностранных туристов.

– Сколько гостиничных номеров дополнительно появится к ЧМ-2022?

– На разных стадиях строительства в Катаре сейчас 75 объектов на 17 800 номеров.

– Сколько новых работников потребуется отрасли?

– Сейчас в секторе заняты 60 000 человек. Чтобы обслужить планируемое количество туристов, стратегия предусматривает рост до 127 000 человек.

– А как возникла идея провести чемпионат мира по футболу в Катаре?

– Это была мечта нации и эмира (Хамад бин Халифа аль-Тани, правил с 1995 по 2013 г., когда уступил трон сыну. – «Ведомости») как минимум два последних десятилетия. Если речь о футболе, кто его не любит? Все фанаты футбола. Эмир сам играл в футбол, когда был моложе. Он и правящий эмир очень любят спорт, последний обожает играть в теннис. В стране развивалась инфраструктура, которая позволила претендовать на ЧМ.

– Футбол активно используется для продвижения Катара?

– Футбол будет важным компонентом нашего продукта и до, и после ЧМ-2022. Наша стратегия определяет такие направления развития, как городской и семейный отдых, бизнес-туризм, спортивный и культурный туризм.

Так, мы спонсируем парижский клуб Paris Saint-Germain (PSG, принадлежит Катару через госкомпанию Oryx Qatar Sports Investments. – «Ведомости»). На протяжении последних нескольких лет мы проводим в Катаре Зимний кубок, в рамках которого приезжает PSG со всеми [ведущими] игроками и играет матч с другим топ-кубом – соперниками в разное время были Real Madrid, Inter Milan. В 2016 г. Barcelona играла у нас с саудовскими клубами и агентство по туризму было партнером турнира. Последние три года Суперкубок Италии игрался в Дохе. Авиакомпания Qatar Airways – спонсор ЧМ-2018 в России, а международный аэропорт Хамад спонсирует Bayern Muenchen (авиакомпания и аэропорт принадлежат государству. – «Ведомости»).

Другой очень важный фокус для нас – это партнерства с футбольными ассоциациями. Катар спонсирует футбольные школы и игроков в нашей стране и регионе Персидского залива. Мы также фокусируемся на крупных спортивных мероприятиях, в которых могут принять участие все желающие, – это велогонки, чемпионат по триатлону Ironman. Ради долгосрочного развития Катар поддерживает чемпионаты для юных игроков.

Доха