Тимченко назвал себя "искренним сторонником" ВСМ Москва - Пекин

undefined

Идея строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Пекином привлекает бизнесмена Геннадия Тимченко, который является руководителем российской части Делового совета России и Китая. "Я искренний сторонник этого проекта", - заявил он на встрече с представителями китайских СМИ, хотя и отметил, что для этого требуются "огромные инвестиции" (слова предпринимателя приводит его инвестиционная группа Volga Group).

По мнению Тимченко, проект ВСМ является привлекательным объектом для китайских инвестиций. "Сколько китайских денег сегодня вложено в государственные облигации США? Я думаю, больше $2 трлн. И что, собственно, эти деньги делают там? Практически Китай их потихоньку теряет, потому что инфляция доллара как была, так и есть. А инвестиции в такую железную дорогу окупились бы. Может быть, не быстро, но мы создали бы для будущих поколений такую инфраструктуру, которая свяжет Азию с Европой", - отметил он.

Кроме того, вдоль линии могут возникать новые центры деловой и промышленной активности, добавил бизнесмен. "К примеру, город Владимир расположен недалеко от Москвы, но дорога сегодня требует нескольких часов. Высокоскоростная магистраль сократит время в пути до 40 минут", - сказал Тимченко.

ВСМ между Пекином и Москвой он назвал "скоростным шелковым путем".

"Полагаю, что китайская сторона будет заинтересована, чтобы дорога продлилась дальше в Европу. Сегодня уже есть [линия], которая соединяет Гамбург с Пекином и проходит через Россию, она так и называется - "Шелковый путь". Грузы из Китая в Европу по ней идут на две недели быстрее, чем по морю. Новая железная дорога позволит дополнительно ускорить и грузовое сообщение. По предварительным оценкам, скорость движения на маршруте Москва - Пекин увеличится в 4 раза, то есть из одной столицы в другую можно будет доехать за 33 часа. По оценкам экспертов, магистраль могла бы перевозить более 200 млн пассажиров в год", - заявил предприниматель, отметив, что все это приведет к увеличению ВВП России и КНР на 1-1,5%.

О возможном строительстве ВСМ Москва - Пекин Министерство транспорта России и "Российские железные дороги" (РЖД) договорились с Государственным комитетом Китая по развитию и реформе и корпорацией "Китайские железные дороги" в октябре. В соответствии с договоренностями, китайцы рассмотрят возможность участия в проекте "в рамках государственно-частного партнерства" в качестве инвесторов, кредиторов и поставщиков технологий (с локализацией в России производства подвижного состава и запасных частей; в том числе в качестве совместного предприятия).

В качестве части линии рассматривается участок Москва - Казань протяженностью 770 км. Его планируется проложить по территории семи регионов России, время в пути должно составить не более 3,5 часа при максимальной скорости до 400 км/час. Магистраль планируется ввести в эксплуатацию в 2018 г. В случае одобрения проекта монополия планирует найти концессионеров для строительства трех участков ВСМ: Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань, а также самостоятельно построить первый участок от Москвы до Владимира.

Общая стоимость проекта для РЖД оценивается сейчас в 384,1 млрд руб., для трех концессионеров - в 684,4 млрд руб. Монополия планирует профинансировать свою часть затрат за счет нескольких составляющих.

Во-первых, на проект предполагается направить 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), вопрос выделения которых, правда, заморожен до итогового решения правительства по ВСМ с учетом ее финансовой схемы. В 64 млрд руб. оценивается невозвратный вклад в уставный капитал РЖД из федерального бюджета (пока в нем также не заложены), 31 млрд руб. компания готова выделить из собственных средств.

Еще на 139 млрд руб. планируется выпустить инфраструктурные облигации, которые должен будет купить Внешэкономбанк на средства Пенсионного фонда РФ. В июне, правда, проходила информация о том, что РЖД и министерство экономического развития РФ обсуждали изменение модели финансирования проекта, в частности, рассматривая возможность переброски 150 млрд руб. из прямого бюджетного финансирования на средства ФНБ.

Концессионеры же на свои участки, в соответствии с финансовой моделью, должны будут потратить не менее 43 млрд руб. собственных средств, еще на 100 млрд руб. - выпустить свои инфраструктурные облигации, разместив их на рынке под гарантии государства. Общий объем коммерческого кредита, который потребуется инвесторам, оценивается в 225 млрд руб. При этом необходимы и невозвратные субсидии в размере примерно 317 млрд руб.

Невозвратные вложения (в сумме около 380 млрд руб.) - это главная проблема проекта: средств на это у государства нет, отмечал ранее источник в монополии. Кроме того, правительство России пока не принято и решение о выделении на проект 150 млрд руб. из ФНБ.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в январе заявлял, что государство хотя и не отказывается от проекта, но считает, что с его реализацией стоит повременить "и, может быть, дождаться чуть более энергичной экономической ситуации". В сентябре он подтвердил свою позицию.

"Реализуем, когда будет много денег", - заявил премьер.

В сентябре первый вице-президент РЖД, генеральный директор "дочки" монополии - ОАО "Скоростные магистрали" Александр Мишарин говорил, что РФ и Китай обсуждают условия привлечения китайских инвестиций в строительство ВСМ Москва - Казань. "Мы представили нашу модель, которая предусматривает привлечение заемного финансирования в объеме 420 млрд руб. Сегодня китайская сторона подтверждает, что такие средства фактически возможны. Вопрос в том, какие будут условия, сроки предоставления кредитов, ставки. Это сегодня мы обсуждаем", - сообщал А. Мишарин. При этом, говоря о других возможных источниках финансирования, топ-менеджер отмечал интерес к нему и ряда европейских компаний.