В ЕС всем авиакомпаниям могут рекомендовать ввести правило «двух пилотов»

После трагедии в Альпах его уже решили ввести в Канаде и Германии; в Lufhansa не верят, что оно поможет
Некоторые авиакомпании уже ввели правило «двух человек»/ Guillermo Granja/ Reuters

В Евросоюзе регулятор безопасности гражданской авиации может издать рекомендацию для авиакомпаний ввести правило "двух человек в кабине", по которому в кабине пилотов не может оставаться только один член экипажа. О такой возможности Reuters рассказал информированный источник. По его словам, сейчас это обсуждается. Если рекомендация будет издана, она не будет обязательным правилом, подчеркнул он.

Считается, что такое решение принесет более быстрые результаты, чем принятие аналогичного закона, обязательного для выполнения. Агентство отмечает, что с того момента, как прокурор Марселя Брис Робен заявил, что второй пилот Germanwings Андреас Любитц мог намеренно разбить самолет А320, забаррикадировавшись в кабине, уже некоторые авиакомпании ввели правило "двух человек". В их числе Air France, британская Easyjet, Norwegian, Air New Zealand, Emirates, латвийская airBaltic, Virgin, Thomas Cook и Air Canada. Британские лоукостеры Ryanair, Monarch и Jet2 напомнили, что у них это правило уже действует, и публично заверили в этом общественность. Ввести это правило в обязательном порядке пообещали власти Канады, а в Великобритании регулятор призвал авиакомпании пересмотреть свои правила в этом отношении.

Все авиакомпании Германии введут такое правило, заявила в пятницу Ассоциация авиации Германии. Накануне это пообещала Air Berlin. Впрочем, руководитель Germanwings Томас Винкельман заявил в четверг ZDF, что сомневается, что такое правило могло бы предотвратить последнее крушение и что присутствие стюардессы в кабине помешало бы человеку, который так четко решил разбить самолет. Гендиректор Lufthansa Карстен Шпор также выразил мнение, что в таком правиле нет необходимости, поскольку речь идет об изолированном случае и что такое невозможно предотвратить при самой лучшей системе правил.

В США правило "двух человек" уже действует в обязательном порядке. Как рассказал Los Angeles Times пилот American Airlines Брайан Шифф, при этом вышедшего из кабины пилота его сменщик пускает обратно только после визуального осмотра через глазок. Оставшийся в кабине пилот не имеет права проводить такую проверку, поскольку не должен отвлекаться от контроля за полетом. Кабину запирают после терактов 11 сентября, когда террористы "Аль-Каиды" прорвались к пилотам из салонов, перехватили управление  и  направили самолеты на Пентагон и башни-близнецы Всемирного торгового центра.

Что касается проверок состояния пилотов, то тут существуют значительные различия в установках и правилах разных стран и компаний, отмечает The Wall Street Journal. Газета предполагает, что после катастрофы в Альпах будет много призывов ужесточить проверки уже опытных пилотов и новичков, даже если это потребует большего вмешательства в "психологическую историю" сотрудника, чем до сих пор допускали профсоюзы, отметил бывший представитель авиарегулятора США Кен Куинн.

WSJ отмечает, что многие эксперты считают именно Lufthansa одним из лидеров в индустрии по строгости проверок пилотов при найме. Компания утверждает, что проводит глубокий анализ соискателей при собеседовании и их психологическое тестирование еще до приема на двухлетние подготовительные курсы. Первоначальный скрининг проходят меньше 7% соискателей. Представители перевозчика утверждали, что многоступенчатый отсев соискателей - основная причина относительно невысокого процента увольнений и отказа от продолжения подготовки. Такие же правила действуют и при найме пилотов в дочернюю компанию группы - Germanwings. Еще одним лидером в плане психологического отбора пилотов эксперты считают EasyJet.

Почти во всех коммерческих авиакомпаниях мира периодические проверки психического здоровья являются частью обязательных рутинных проверок. Однако такие проверки сильно различаются у разных авиакомпаний и в разных странах, говорят опрошенные газетой эксперты. К тому же пилоты часто неохотно распространяются на эту тему. Так, Федеральное управление авиации США требует ежегодного обследования физического состояния пилотов. Предполагается, что врачи в ходе этих проверок будут бить тревогу, если заметят отклонения. Но психологическое тестирование при этом обязательным не является, если только у летчика раньше не было диагностировано тяжелое физическое или психологическое заболевание. WSJ пишет, что обычно проверяющие врачи не заостряют внимание на вопросах душевного здоровья за недостатком времени или подготовки. Пилотам, у которых проблемы с алкоголем, зависимостью от сильнодействующих лекарств или депрессией, помогают в рамках конфиденциальных программ, которые осуществляются при сотрудничестве менеджмента авиакомпаний и профсоюзов. При этом обычно стараются не ставить под угрозу карьеру пилота.