Почти половина россиян занялась в пандемию подработками

Что думают об этом работодатели и какие временные работники им нужны
Варвара Гранкова

Проект «Avito Подработка» и сервис исполнителей с частичной занятостью GigAnt недавно опросили в онлайне 10 000 респондентов старше 18 лет и выяснили, что 40% из них подрабатывают. При этом 21% опрошенных начали подрабатывать в пандемию. Большинство респондентов совмещают подработку с основной работой.

Подработка нужна многим работникам из-за финансовых проблем в пандемию, говорит Денис Решанов, основатель и управляющий директор GigAnt. По данным онлайн-опроса HeadHunter.ru 4749 соискателей, проведенного в апреле 2021 г., подработки помогли 39% респондентов увеличить доход на 30%, а более четверти опрошенных (28%) улучшили свое материальное благосостояние на 50%.

Это было бы невозможно, если бы компании тоже остро не нуждались во временных исполнителях. Ускорившаяся в пандемию цифровизация бизнес-процессов позволила работодателям точно просчитывать, когда и каких сотрудников им нужно нанимать, чтобы увеличивался доход и сохранялась удовлетворенность клиентов, и когда и сколько сотрудников надо сокращать, чтобы не упали выручка и лояльность, отсюда их интерес к найму временного персонала, объясняет Анна Ошарова, руководитель проекта «Avito Подработка».

«Ведомости» поинтересовались у компаний, как они нанимают временных работников и как относятся к подработкам собственных сотрудников.

Спрос растет

Резкий рост числа фрилансеров начался в апреле 2020 г. и продлился до августа того же года, вспоминает гендиректор FL.ru Анатолий Орлов. По его словам, пик новых регистраций пришелся на июнь прошлого года, когда на FL.ru прибавилось 183 000 новых исполнителей – среди них большинство были копирайтерами, специалистами по менеджменту и переводчиками. Число заказчиков фриланс-услуг тоже увеличилось в 2020 г. на 38%, отмечает он.

С 2021 г. стали набирать популярность подработки с указанием конкретного периода или времени: доля формата «от 4 часов» сейчас составляет 15% от общего числа вакансий для временных сотрудников, доля предложений «по вечерам» – 11%, а предложение работы на выходной день – 5%, рассказывает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.

По данным «Avito Подработки» и GigAnt, самые популярные сферы для подработки – торговля (продавец, кассир или работник склада с частичной занятостью) и маркетинг (копирайтинг, SММ). Но в городах-миллионниках большим спросом пользуются также подработки в сфере IT (разработка сайтов, дизайн интерфейсов).

Офисные работники не берут подработок, связанных с тяжелым физическим трудом, а осваивают профессии преподавателя или программиста и работают из дома на компьютере, делится наблюдениями Алексей Новиков, управляющий партнер кадровой компании Unity. По его словам, тренду способствовали цифровизация и уход на удаленку, который позволил многим совмещать из дома постоянную работу с дополнительной.

В группе медицинских компаний «Инновация» работают внештатные удаленные сотрудники – либо с ними заключается гражданско-правовой договор, либо у них есть статус самозанятых, рассказывает Татьяна Григоренко, директор по персоналу группы. Она говорит, что такие сотрудники обходятся компании дешевле, чем штатные, так как не нужно оплачивать отпускные и больничные.

В кризис некоторые работодатели решили сократить издержки на персонал, изменив трудовые отношения на гражданско-правовые, что позволило сразу снизить расходы на фонд оплаты труда, подтверждает Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве России. Условия гражданско-правового договора могут не предусматривать оплату страховых взносов в Фонд социального страхования, а, кроме того, если договор заключается не с физическим лицом, а с ИП, подоходный налог сокращается до 6% с 13%.

Издержки сотрудничества

Но у сотрудничества с «временщиками» есть и обратная сторона. Григоренко рассказывает, что внештатники часто не отрабатывают оговоренные часы, не соблюдают сроки сдачи проекта и ссылаются на то, что помимо проектов компании у них есть задания других работодателей. Они меньше штатных сотрудников вовлечены в жизнь компании и не живут ее целями.

Иногда такие сотрудники звонят за день до сдачи проекта и говорят, что не выполнили работу и готовы не получить плату за проект, рассказывает Алексей Андреев, гендиректор брендингового агентства Depot, где сейчас помимо 70 штатных работает более 150 временных сотрудников по гражданско-правовому договору (в основном дизайнеры и копирайтеры). Андреев понимает, что в такой ситуации он может не заплатить 100 000 руб. за проект фрилансеру, но при этом рискует потерять миллионный контракт с клиентом.

Сотрудничество с временными работниками чревато также утечкой внутренней информации, говорит Григоренко. В отличие от крупных работодателей компании среднего размера не могут устанавливать на компьютерах удаленных работников дорогие программы защиты и контроля, поясняет она. Сейчас она ищет внештатного сотрудника для перезапуска учебного центра и намерена договориться с потенциальным сотрудником на три дня работы в офисе и только два дня вне офиса, чтобы его легче было контролировать.

Работодатели против

«Ведомости» спросили также 15 крупных и несколько средних компаний, разрешают ли они подработки своим сотрудникам. На наши вопросы ответили лишь две крупные компании. X5 Group рассказала, что сотрудники имеют право в свободное от работы время подрабатывать, но дополнительная деятельность не должна негативно влиять или противоречить их основной работе. Кроме того, сотрудник обязан задекларировать потенциальный конфликт интересов и получить согласие комплаенс-менеджера и своего руководителя, уточняет представитель компании.

430 000 вакансий

для подработки разместили российские компании с января по июнь 2021 г. на портале HeadHunter, по данным самого HeadHunter.
За весь 2020 год на портале было размещено 514 000 таких вакансий

А «Ростелеком» дает возможность сотрудникам подработать внутри самой компании, говорит представитель компании. По его словам, недавно в «Ростелекоме» в пилотном режиме был запущен сервис «Биржа талантов», внутренний «маркетплейс» для сотрудников, где одни могут размещать задание, а другие – выполнять его за определенное вознаграждение. Задания самые разные: копирайтинг, услуги фотографа, дизайн, верстка презентаций и др.

Компании среднего размера тоже отметили, что не могут препятствовать подработкам штатных сотрудников, хотя часто этим недовольны, поскольку сотрудник сильно устает и допускает ошибки на основной работе. При этом многие работодатели оставляют за собой право уволить штатника за подработку у конкурента, потому что во всех трудовых договорах прописан пункт о неразглашении коммерческой тайны и невозможности работы на конкурирующую компанию.

Положительно относится к подработкам собственных сотрудников Владислав Чебурашкин, совладелец агрохолдинга «Братья Чебурашкины». По его мнению, если человека хватает на две работы сразу, он амбициозен, трудолюбив и востребован. Кроме того, подработки вносят разнообразие в жизнь сотрудника и снимают усталость от основной работы, если таковая появилась.

Особо ценный топ-менеджер

В пандемию стали больше подрабатывать не только рядовые сотрудники, но также редкие специалисты и топ-менеджеры, отмечают все опрошенные «Ведомостями» эксперты. Заказы, которые сейчас отдаются фрилансерам, стали более сложными, требующими креативности и погружения в бизнес-задачи, говорит Орлов из FL.ru. Компании, объясняет он, обращаются на фриланс-биржи, чтобы подобрать редких специалистов с уникальной экспертизой, которые не готовы переходить в штат, но берутся за интересные проекты в свободное время.

Чаще всего топ-менеджеры выступают консультантами в локальных проектах, где нет задачи управлять большой командой и часть исполнителей может дать заказчик, объясняет Новиков. В большинстве случаев это проекты в новых направлениях и у компании нет уверенности, что они будут удачными, отмечает Юлия Забазарных, партнер хедхантингового агентства Kontakt Intersearch Russia. Поэтому, говорит она, нанимать дорогого специалиста сразу в штат компании не хотят, дешевле нанять его на короткое время под конкретную задачу.

Сейчас работодатели нередко временно нанимают высококлассных топ-менеджеров, чтобы написать стратегию дальнейшего развития компании, рассказывает основатель платформы временных проектов для топ-менеджеров Exec4you.ru Наталья Ютанова. Платформа была создана чуть более года назад, в марте 2020 г., за это время топ-менеджеры российских компаний сделали через нее свыше 1000 проектов, а сама платформа заработала 100 млн руб. Ютанова говорит, что топ-менеджеры устраиваются во временные проекты длиной в 2–6 недель в статусе ИП, чтобы сэкономить на подоходном налоге, и зарабатывают от 500 000 руб. в месяц. Но мотивация у большинства не только денежная. Многие просчитывают свою карьеру на будущее и присматривают следующее место работы. Основные работодатели этих руководителей в половине случаев относятся к подобным подработкам нормально, а в половине случаев выказывают недовольство и пытаются их ограничить, поясняет Забазарных.

Фарид Ахметов, руководитель химического направления НЛМК, раз в два месяца внештатно консультирует по телефону российские и международные компании по техническим вопросам, изменениям технических ГОСТов, возможностям дальнейшего развития. При этом он всегда информирует о сторонних консультациях основного работодателя и подписывает при необходимости документ об отсутствии конфликта интересов.

Эксперт рассказывает, что занялся консультированием еще 4–5 лет назад сначала через международный консалтинговый сервис GLG, потом через российскую платформу для привлечения экспертов на проектные задачи бизнеса ExpertMe. Один из самых ярких проектов, который он вспоминает, – концепция реконструкции турецкого нефтехимического холдинга Petkim Holding. Сейчас, говорит он, временных проектов у компаний стало много и работы прибавилось.