Почему соискатели стали чаще искать работу тайком

И какие технологии им в этом помогают
Варвара Гранкова

Найти новую работу, сменить сферу деятельности или сделать и то и другое сейчас мечтает более трети (37%) россиян, показал недавний опрос ВЦИОМа. По данным опроса международного кадрового агентства Kelly Services, ситуация еще более напряженная: семь из 10 работников планируют сменить работодателя в 2021 г. В опросе Kelly Services приняли участие более 1170 работников и соискателей, преимущественно из Москвы (49%) и Санкт-Петербурга (21%).

Но пандемия внесла коррективы не только в карьерные устремления работников, но и в процесс поиска новой работы. Раньше они активно рассылали резюме рекрутерам или размещали их в открытом доступе. Теперь соискатели все реже ищут вакансии сами и чаще ориентируются на рекомендации сервисов и рекрутинговых платформ. По сравнению с 2019 г. количество откликов, которые дает рекомендательная система, увеличилось примерно на 75%, говорит Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru.

«Ведомости» поговорили с кадровыми специалистами и электронными площадками, чтобы выяснить, как они формируют свои рекомендации. И почему соискатели предпочли в пандемию не активные действия, а пассивный поиск.

Поиск под прикрытием

Соискатели не первый год просматривают вакансии в пассивном режиме, но опрошенные «Ведомостями» рекрутеры говорят, что в пандемию таких соискателей стало значительно больше. По опыту сервиса «Работа.ру» мало кто из пользователей удаляет резюме из базы сразу после трудоустройства. Большинство предпочитает просто скрыть страницу, говорит коммерческий директор сервиса Владимир Корицкий. При этом многие продолжают регулярно обновлять резюме, наблюдают за тем, как меняется рынок в их профессии, изучают открытые вакансии и сравнивают условия работы, поясняет он.

В первые месяцы пандемии каждый пятый сотрудник стал хуже относиться к своему работодателю, показали опросы кадровой компании Unity. Люди испытывали стресс из-за перехода на удаленный режим работы, оптимизации затрат на персонал и возросшей нагрузки, рассказывает Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Разочарование часто толкает людей к поиску работы, но уходить в никуда на нестабильном рынке труда страшно, и сотрудники начинают в пассивном режиме искать новые вакансии. Пассивный поиск помогает проанализировать ситуацию на рынке и взвесить свои шансы на успешное трудоустройство, ничем не рискуя, говорит Кугел. Люди не хотят демонстрировать заинтересованность в смене работы нынешнему работодателю, поэтому все чаще предпочитают открытым резюме push-уведомления или письма по электронной почте с подборкой рекомендованных вакансий, добавляет Артем Кумпель, управляющий директор «Авито работы».

Многие соискатели подписываются только на вакансии конкретных компаний, которые им интересны, и постоянно их просматривают, чтобы оставаться в курсе событий и сравнивать свои нынешние условия труда с тем, что предлагают основные конкуренты, говорит Ольга Саутолл, директор подразделения Ancor Industry кадрового холдинга «Анкор». Прежде чем перейти в другую компанию, кандидат взвешивает все «за» и «против»: насколько увеличится его доход (прибавка к окладу может быть от 20 до 50%), изменится ли уровень позиции, какие будут у него должностные обязанности и карьерные возможности, предложат ли ему интересные проекты, отмечает Саутолл.

9%

соискателей в 2021 г. откликнулись на вакансии из уведомлений или писем, больше всего кликов пришлось на период с января по март, по данным «VK работа» 

Еще чаще, чем рядовые сотрудники, новую работу в пассивном режиме ищут топ-менеджеры, замечает Кугел. По данным рекрутингового сайта Facancy, активнее всех вакансии просматривают сейчас топ-менеджеры из горной добычи, машиностроения, ТЭКа, транспорта и металлургии, тревожность руководителей в этих отраслях выросла.

Пассивный и анонимный поиск ведут также IT-специалисты, продолжает Кугел. На некоторых платформах разработчики публикуют свои резюме, не указывая реального имени и контактов. Все общение происходит в анонимных чатах. Для компаний доступ к таким платформам – шанс найти редкого специалиста с ценной экспертизой и прорекламировать себя как работодателя среди дефицитных кадров, считает Кугел.

Технологии помогают

Тренд пассивного поиска работы не смог бы развиваться без соответствующих технологий, говорят рекрутеры. Все опрошенные «Ведомостями» площадки используют алгоритмы машинного обучения. Чаще всего кандидат в пассивном поиске получает рекомендации в виде уведомлений или писем на почту.

Например, алгоритмы машинного обучения лежат в основе рекомендательной системы «Яндекс.Объявлений». Их основная задача – научиться показывать только те предложения, которые подойдут пользователю, говорит Илья Никаноров, руководитель сервиса «Яндекс.Объявления». Если алгоритм приводит пользователя к конкретному действию – тот отправляет сообщение компании, предложившей вакансию, или нажимает на кнопку «показать телефон», – значит, цель достигнута. Чтобы это стало возможным, модели машинного обучения учатся, анализируя огромное число факторов, в том числе социально-демографические показатели, поведение аудитории: какими категориями товаров пользователи интересуются и на какие кликают. Затем прогнозируется вероятность контакта между соискателем и работодателем. При этом алгоритм исследует данные обобщенных групп пользователей, а не отдельных людей, говорит Никаноров.

Рекомендательная система hh.ru анализирует около 700 признаков и учитывает не только то, откликнется ли соискатель на ту или иную вакансию, но и с какой вероятностью его пригласят на собеседование, рассказывает Сидоров из hh.ru. По его словам, существует также отдельная версия рекомендаций для пользователей без резюме, которая анализирует только их поведение. А с 2021 г. нейронные сети начали также анализировать редкие термины, встречающиеся в резюме и вакансиях. Всего за год в рекомендательную систему hh.ru внедрили 15 новшеств и теперь с помощью рекомендаций hh.ru соискатели в среднем тратят на поиски работы на 11% меньше времени, уточняет Сидоров.

В сервисе «VK работа» рекомендации в основном формируются по четырем критериям: геолокация, профессия, опыт и просмотренные ранее вакансии, говорит Алла Аршевская, управляющий директор сервиса «VK работа». Если официант просматривал вакансии кассира или курьера, система это учтет и добавит в рекомендации ему и эти позиции, говорит она.

78%

составляет сейчас конверсия (число кликов на ссылки) в просмотры рекомендованных вакансий, выяснил сервис «Авито»

Если же человек ищет редкие или хитро придуманные вакансии, а рекомендательный сервис выдает не те результаты, он может вручную настроить расширенный поиск – существенно ограничить географию поиска, исключить или добавить ключевые слова и отрасли, объясняет Алексей Захаров, основатель и президент SuperJob.ru, чьи алгоритмы тоже анализируют опыт работы, навыки, образование, местоположение соискателя. По его словам, почти 100% соискателей в активном поиске подписываются на рекомендации SuperJob, через год от рекомендаций отказываются примерно 50%, через 10 лет их продолжают просматривать около 10% пользователей. При этом переходы по ссылкам внутри рекомендаций зависят от активности самого пользователя и отрасли его деятельности, говорит Захаров.

Но к самым последним технологическим новинкам можно отнести сервисы, которые не только учитывают текущие вводные из резюме кандидата, но и оценивают, насколько полезны навыки и опыт кандидата в других профессиональных областях, и предлагают варианты оттуда, замечает Андрей Крылов, гендиректор компании Skillaz. Сейчас, говорит он, такие сервисы развиваются в основном для подбора белых воротничков, но со временем они станут полезны и для массового сегмента – подбора низкоквалифицированных работников.

Слишком дорогой кандидат

Интерес компаний к пассивным соискателям высок, но прежде всего работодатели принимают во внимание квалификацию таких кандидатов, их опыт и способность вписаться в корпоративную культуру компании, говорит Саутолл из Ancor Industry. Важно и то, сколько работодатели готовы за этих кандидатов платить: зачастую зарплатные ожидания таких соискателей выше тех, что озвучивают кандидаты в открытом доступе.

Общение работодателей с пассивными кандидатами все равно окупится в долгосрочной перспективе, считает Кугел из Unity. Каждый специалист оставляет компании свои контакты, даже если не прошел собеседование по причине того, что получил встречное предложение от действующего работодателя и передумал менять работу. Такой кандидат может еще пригодиться в будущем, говорит он.

Более того, компании сейчас часто набирают контакты кандидатов про запас, даже когда нет открытых вакансий, рассказывает Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. На рынке, объясняет она, наблюдается устойчивый дефицит ряда специалистов в определенных профессиональных нишах и компании интересуются в том числе пассивными кандидатами, которые могут им потом пригодиться.

Тем не менее пассивным поиском работы стоит заниматься лишь тем кандидатам, у кого есть стабильная работа, полагает Курантова. Если же соискатель потерял работу, ему лучше активно искать вакансии во всех возможных источниках, регулярно просматривать посты в социальных сетях и обратиться в рекрутинговые агентства, заключает эксперт.