Страх сменился агрессией: зачем работодатели нанимают своим сотрудникам психологов

После неполных двух лет пандемии около половины российских работников жалуются на профессиональное выгорание
Варвара Гранкова

Психолог и партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина уже много месяцев выслушивает на приеме истории руководителей, которые в пандемию столкнулись с эмоциональным выгоранием сотрудников. Один клиент, например, удивился, когда его подчиненный, всегда сдержанный и спокойный человек, швырнул с размаху на пол кружку с кофе после его самого обычного замечания. А в другом коллективе начальство направило к психологу сотрудницу средних лет, которая постоянно пугала окружающих мрачными прогнозами: мол, нас всех уволят, а потом мы все умрем от коронавируса. По словам Макарушкиной, одни сотрудники пребывают в унынии из-за смерти родственников от COVID-19, другие боятся потери работы, третьи сомневаются в завтрашнем дне.

Постоянный стресс на работе сейчас испытывает более двух третей (72%) россиян, из них 57% жалуются на профессиональное выгорание, показал недавний онлайн-опрос 2675 соискателей из всех федеральных округов, проведенный совместно медицинским онлайн-сервисом «Доктор рядом» и порталом HeadHunter.ru. Более всего, по данным исследования, подвержены стрессу и выгоранию на работе бухгалтеры, маркетинг-менеджеры, PR-специалисты, медицинские сотрудники и работники сферы искусства, развлечений и масс-медиа.

Под термином «профессиональное выгорание» понимают повышенный уровень тревоги, утомляемости, снижение настроения, социальной и двигательной активности, уточняет Сергей Поздняков, врач-психиатр высшей квалификационной категории и руководитель Центра психологической коррекции заболеваний клинической больницы «Медси» в Отрадном. Выявить симптомы в ходе обследования может психиатр или клинический психолог, говорит он.

Около половины (46%) респондентов сервиса «Доктор рядом» и HeadHunter.ru понимают, что лучше обсуждать свои проблемы с психологом, и все чаще посещают врачебные кабинеты. Например, в «Медси» в Отрадном поток таких пациентов увеличился в 2 раза по сравнению с 2019 г., свидетельствует Поздняков. А по данным онлайн-опроса, число обращений к психологам выросло на 53%. Но в 15% случаев сотрудники искали психологов в частных клиниках, и только у 6% опрошенных в компании, где они работают, оказался корпоративный психолог, готовый им помочь. Как в этих условиях компании решают психологические проблемы сотрудников и зачем им это нужно?

Принцип добровольности

Поход к психологу – решение добровольное, но по закону психиатрическое освидетельствование, включающее создание психологического портрета, должны в обязательном порядке проходить при приеме на работу, а потом каждые пять лет сотрудники вредных производств, а также работающие в условиях повышенной опасности (например, подземные или высотные работы) или в неблагоприятных условиях (например, в шумном или жарком помещении). Иначе работодатель получит штраф. Для организации он составляет от 110 000 до 130 000 руб., а для предпринимателей и руководителей организаций – от 15 000 до 25 000 руб.

С психологической помощью выгоревшим на работе сотрудникам все иначе, говорит Максим Чащин, главный специалист по профпатологии комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. В 2019 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила в международную классификацию болезней (МКБ-11) профессиональное выгорание, определив его как клинически значимый синдром, «проистекающий от ситуации хронического стресса на рабочем месте, которую не удается успешно преодолеть». Решение, принятое на ассамблее ВОЗ в Женеве, должно вступить в силу с 1 января 2022 г. Но пока оно не вступило в силу и в российском законодательстве не появились соответствующие статьи, государство не требует от компаний заботиться о психологическом здоровье сотрудников и не штрафует их за это, говорит Чащин. По его мнению, компании наконец обратили внимание на стресс и выгорание сотрудников только во время пандемии, когда начались разговоры о выгорании врачей в «красных зонах» и падении продуктивности человека на фоне усталости и стресса.

Компании чаще всего задумываются о психологической помощи сотрудникам, когда хотят повысить эффективность работы, сократить текучесть кадров и число больничных, отладить производственные процессы так, чтобы снизить стресс сотрудников, и видят признаки выгорания и повышенного стресса у своих работников, рассказывает Анна Крымская, совладелица онлайн-сервиса психологических услуг YouTalk.

Штатная единица

«Ведомости» спросили 15 крупных работодателей, как они помогают своим сотрудникам преодолеть психологические проблемы в пандемию. Выяснилось, что часть компаний обзавелась штатными психологами задолго до распространения коронавируса, а некоторые компании ищут психологов в штат прямо сейчас. По данным портала HeadHunter, в 2021 г. через портал штатного психолога искала 91 компания, медиана предлагаемой зарплаты составляла 80 000 руб.

На металлургическом заводе ОМК в Выксе штатный психолог работает с 2004 г. Директор по управлению персоналом ОМК Светлана Николашина говорит, что в пандемию число обращений сотрудников к психологу почти не увеличилось и осталось на уровне 300 обращений в год. Но люди стали все чаще обращаться с невротическими расстройствами на фоне хронической усталости или приходить с жалобами после перенесенного COVID-19. Появились и совсем новые обращения: сотрудницы предприятия стали жаловаться на стресс от дистанционной работы из дома, особенно в период закрытия детсадов и школ.

В РЖД во время пандемии число психологических консультаций выросло на 11%, штатные психологи (психофизиологическая служба на сети железных дорог существует более 30 лет) помогают работникам справиться с чувством страха, перестроиться и продуктивно работать в удаленном режиме, а также обучают навыкам эмоциональной регуляции и объясняют, как получить психологическую помощь по горячей линии, рассказывает представитель компании. А Ирина Давыдова, штатный психолог Альфа-банка (должность существует в банке уже пять лет), рассказывает, что сейчас сотрудники приходят к ней с тремя основными вопросами: выгорание на работе, отношения с близкими и вопросы про самого себя, в основном про то, как достичь своих целей. Обычно сотрудник пишет психологу в почту и договаривается о консультации. В месяц, говорит Давыдова, ее посещает около 100 человек, большинство приходит один-два раза в месяц, консультации проходят очно и в онлайн-режиме.

За счет страховки

Штатный психолог хорошо знает специфику компании и особенности ее внутренней жизни, но иногда может сталкиваться с недоверием сотрудников, которые боятся утечки информации и не хотят откровенничать с психотерапевтом, который консультирует и их коллег, говорит Ирина Аллеман, b2b-маркетолог сервиса по подбору психологов Alter. Кроме того, замечает она, в пандемию запрос сотрудников на работу с психологами вырос и работодатели, которые не держали в штате психолога, стали искать сторонних специалистов.

Например, в группе «Тинькофф» раньше работали только штатные лайф-коучи, а с 2021 г. появились бесплатные консультации внештатных психологов, потому что не все сотрудники хотели делиться переживаниями в пандемию с внутренними экспертами, рассказывает Екатерина Шестимерова, руководитель управления по развитию привлечения и HR-бренда. Эффект превзошел все ожидания. По данным компании, в 2021 г. к лайф-коучам обратилось почти 190 сотрудников, а к внештатным психологам – 250, т. е. на 60 человек больше.

Многие компании начали расширять пул психологов для сотрудников за счет программ ДМС. Например, компания «Росгосстрах» подсчитала, что с января по август 2021 г. клиенты ее программы ДМС в 2,5 раза чаще обращались за помощью к психологам и психотерапевтам, чем в аналогичный период 2020 г., рассказывает замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстраха» Ольга Купцова. При этом в условиях пандемии и удаленной работы большее число запросов пришлось на включение программы страхования онлайн-психологов, а не на опцию «психолог в офисе». С начала пандемии, уточняет Купцова, «Росгосстрах» расширил корпоративные страховки клиентов и включил неограниченное количество онлайн-обращений к психологам, не увеличив при этом стоимость корпоративного контракта по ДМС.

В «РЕСО-гарантии» сейчас действует услуга «РЕСО-психолог», которая входит в программу ДМС «Телемедицина РЕСО», рассказывает управляющий продуктом медицинского страхования «РЕСО-гарантии» Борис Болдырев. По его словам, компания предлагает эту услугу и корпоративным клиентам, и физическим лицам. Стоимость программы для частных клиентов составляет 1800 руб. А корпоративным программа предоставляется в качестве бонуса при приобретении классического коллективного ДМС. В целом, по статистике «РЕСО-гарантии», спрос на психологические консультации в 2021 г. вырос на 320% по сравнению с 2020 г.: за 11 месяцев 2021 г. было отмечено 14 837 обращений к РЕСО-психологам, а за аналогичный период 2020 г. только 4693 обращения, отмечает Болдырев.

Модные сервисы

Особый путь выбрали для себя компании из IT-сферы, финтеха и креативных индустрий: они обратились к онлайн-сервисам психологической помощи. Аллеман рассказывает, что до четверти клиентов сервиса (25%) составляют компании – разработчики компьютерных игр, 20% – остальные IT-компании, 15% – компании из сферы рекламы и маркетинга, 10% – финтех. Также к помощи онлайн-психологов нередко прибегают ритейлеры, логистические компании и застройщики, которые нанимают психологов для всех сотрудников – от рядовых до топ-менеджеров, говорит директор бизнес-проектов сервиса «Сберздоровье» Майя Сикирина. Большинство этих работодателей пытаются предложить сотрудникам широкий портфель бенефитов, потому что борются за кадры с конкурентами. Консультация с психологом становится еще одной привлекательной «плюшкой» в соцпакете, потому что доходы россиян падают и не все могут позволить себе психотерапию за свой счет, даже если хотят поработать с психологом, объясняет Аллеман.

По данным сервиса «Сберздоровье», услуги психологов сейчас включают в себя 10–15% контрактов на оказание услуг, которые компании заключают с их сервисом. Число организаций, заключающих договоры с такой опцией, с января по ноябрь 2021 г. выросло в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.

Договор обычно заключается на год, его цена напрямую связана с числом реально проведенных консультаций, рассказывает Крымская. В среднем, говорит она, компании тратят на консультации 3960 руб. на каждого сотрудника в год. Сотрудник проходит пять-шесть консультаций, он платит за них пополам с компанией. А если он исчерпал лимит, то за последующие консультации (если таковые ему понадобятся) платит 2500 руб. за сеанс, как и частные клиенты, иногда у него остается корпоративная скидка в 10%.

Например, в компании Skyeng сотруднику подбирают психотерапевта через онлайн-сервис. Сессии проходят в онлайне и стоят 2850 руб. за сеанс, рассказывает менеджер по разработке продуктов Skyeng Юлия Горбашкова. При этом вся команда компании получает скидку в 20% на первые две сессии, а ключевые сотрудники, участвующие в корпоративных программах развития, могут поделить стоимость первых сессий с компанией пополам. По словам Горбашковой, компания предоставляет скидки только на пять первых занятий. Дальнейшую терапию сотрудник оплачивает самостоятельно, но обычно пяти занятий хватает. Лишь иногда сотрудники проходят длительную терапию в 10–15 сессий. По данным Skyeng, в 2021 г. пять и более сессий с психологом прошли 48% сотрудников компании, участвующих в программе психологической помощи.

Кроме индивидуальных консультаций онлайн-сервисы проводят обычно корпоративные вебинары, тренинги, мастермайнд-группы. По словам Крымской, корпоративные мероприятия повышают цену за одного сотрудника на 10%, т. е. сумма на сотрудника вырастает до 4350 руб. в год. На сеансе групповой терапии, рассказывает она, может присутствовать 10–15 человек. Обычно это сотрудники одного отдела или подразделения, которые сталкиваются с одинаковыми трудностями, например повышенным стрессом вследствие изменений в организации. На таких группах сотрудники делятся своими переживаниями, мыслями и способами справиться с общей проблемой.

Не только выгорание

Помимо выгорания и стресса технологические компании все чаще обращаются к психологам еще с одним запросом: цифровые бизнесы в пандемию быстро растут, команды психологически не успевают за изменением бизнес-процессов в компаниях и приходится прорабатывать их внутренние связи и отношения, рассказывает Крымская.

Например, медико-генетический центр Genotek привлек психологов в 2020 г. не только для адаптации сотрудников к удаленке и борьбы со стрессом во время пандемии, но и в связи с бурным ростом компании. Выяснилось, что руководителям отделов нелегко общаться с расширившимся кругом подчиненных, а разным отделам сложнее налаживать коммуникацию между собой в компании, рассказывает директор по коммуникации Genotek Дмитрий Храпунов. В итоге компания организовала занятия руководителей с психологами по общению с подчиненными и провела групповые тренинги по этике взаимодействия разных отделов. По словам Храпунова, проект обошелся Genotek в 700 000 руб. и длился три месяца.

В ближайшие годы компании будут развивать психотерапевтическую поддержку сотрудников в рамках программ well-being, полагает клинический психолог и управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии Люция Сулейманова. Но поддерживать сотрудников они будут в первую очередь в своих корпоративных целях, поскольку им нужны эффективные и здоровые работники, решением личных проблем сотрудников, не связанных с работой в компании, они заниматься не станут, говорит она.

Эффективность психотерапии сложно точно измерить, но онлайн-сервисы собирают обезличенную статистику запросов и предоставляют ее клиентам для сравнения и отчета, рассказывает Аллеман. Статистика, объясняет она, помогает понять, как изменились настроения сотрудников за время работы с психологом и что удалось изменить в лучшую сторону.