Премиальная безуглеродность

«Норникель» начал выпускать углеродно-нейтральный металл. Компания намерена продавать его с премией и через блокчейн-платформу
Пресс-служба заполярного филиала «Норникеля»

Этим летом «Норникель» выпустил первую в истории металлургической отрасли партию углеродно-нейтрального никеля (УНН). Производство стартовало в Кольском дивизионе «Норникеля» 19 июня, первая партия в объеме 5000 т уже в июле была отправлена через порт Мурманска в Роттердам на сертифицированный склад Лондонской биржи металлов – крупнейший логистический хаб Европы. Сейчас металл находится на складе и ждет токенизации на блокчейн-платформе Atomyze. Эти токены будут выведены Глобальным палладиевым фондом «Норникеля» на Венскую фондовую биржу.

До конца года «Норникель» планирует выпустить до 10 000 т зеленых никелевых катодов (суммарный выпуск товарного никеля в 2021 г. может составить до 200 000 т), в дальнейшем «объем углеродно-нейтральных партий будет расти по мере сокращения выбросов парниковых газов и верификации углеродной экономии аудитором», говорит представитель компании. Сертификат аудитора с подтвержденным объемом сокращений выбросов CO2 «Норникель» намерен также токенизировать на Atomyze, «что позволит надежно хранить эту информацию, распределять ее на новые партии выпускаемой продукции и прикреплять к смарт-контрактам с инвесторами и промышленными потребителями». «Сертификат подтверждает нацеленность компании поддержать глобальную климатическую повестку и по собственной инициативе ускорить снижение удельных выбросов CO2 по всей группе. Компания продолжит сокращать интенсивность выбросов, а значит, наращивать поставки углеродно-нейтрального металла заинтересованным потребителям», – цитирует компания в сообщении вице-президента, руководителя блока сбыта и коммерции «Норникеля» Антона Берлина.

«Норникель» стал первым игроком из пятерки крупнейших мировых производителей никеля (также включает бразильскую Vale, китайскую Jinchuan, швейцарскую Glencore и австралийскую BHP), приступившим к выпуску углеродно-нейтрального металла. Генеральный директор «Интерроса» Сергей Батехин на ПМЭФ-2021 сообщал, что с учетом скорого введения Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования «такой новый продукт, который будет продаваться в форме токенов, может быть интересен как индустриальным потребителям, [так и инвесторам]». Все они смогут отслеживать статус УНН на каждом этапе жизненного цикла вплоть до утилизации – и все благодаря технологии блокчейн: «Смарт-контракт позволяет в партию такого никеля записать информацию о том, где был добыт, как соблюдались экологические нормы».

Компания рассчитывает продавать углеродно-нейтральный никель с премией. «УНН имеет дополнительную ценность для клиентов и инвесторов, поэтому он должен быть премиальным. Мы готовимся тестировать с клиентами этот продукт и не ставим перед собой каких-то жестких ценовых ориентиров. На основе выпуска пилотной партии получим обратную связь от рынка», – говорил журналистам в начале июня старший вице-президент – руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

Тот же, но другой

Произвести УНН компании удалось не за счет покупки так называемых оффсетов – или квот на выбросы СО2, как делают многие другие компании, а за счет реализации целого комплекса компенсирующих мероприятий, направленных на снижение эмиссии парниковых газов (ПГ) на всех этапах производства готовой продукции – от добычи руды до ее обогащения и рафинирования, сказал «Ведомостям» представитель компании. Эффективность этих мероприятий и величина выбросов CО2 на тонну никеля были верифицированы независимой аудиторской компанией EY (Ernst & Young) по международным стандартам. Подтвержденные объемы сокращений выбросов ПГ за 2019–2020 гг. (около 47 000 т) компания смогла просто перераспределить, или, как объяснил Берлин, «аллоцировать на первую партию углеродно-нейтрального никеля».

Другими словами, технологически УНН – это те же самые катоды, которые и так выпускают в Мончегорске с тех пор, как Кольский дивизион стал рафинировочным хабом всей компании. Но «каждая единица такой продукции ассоциируется теперь с более низким уровнем выбросов, обеспеченным путем принятых компанией компенсирующих мер», пояснил в свою очередь Дубовицкий. «Качественно данная продукция на самом деле и не должна отличаться от углеродоемких аналогов. Все ее преимущество заключается в снижении воздействия на окружающую среду, в частности – на климатическую систему», – объясняет директор Группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Владимир Лукин.

«Углеродная нейтральность товара не означает, что он был полностью произведен без выбросов ПГ, а наоборот, эти выбросы произошли, но они были нивелированы сокращением выбросов по другой операции или даже закупкой углеродных единиц. В случае «Норникеля» нейтральность была достигнута за счет повышения энергоэффективности – что является основным и самым перспективным способом декарбонизации, поскольку может дать значительное сокращение выбросов. Данные выбросы, которые не произошли за счет повышения энергоэффективности, были перенесены на счет выбросов, которые были сделаны при производстве 5000 т никелевых катодов, что в конечном итоге дало ноль выбросов – это позволило получить сертификацию по углеродной нейтральности товара», – объяснила руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юмжана Данеева.

Эффекты от новых гидроагрегатов

Представитель «Норникеля» подчеркнул, что компания, будучи одной из крупнейших промышленных групп мира, четко осознает свою роль в глобальном переходе к низкоуглеродному будущему, полностью разделяет мировую экологическую повестку и стремится при этом действовать проактивно. «Не дожидаясь больших технологических прорывов в области снижения углеродного следа, мы сконцентрировались на конкретных компенсирующих мероприятиях, которые можем реализовать здесь и сейчас, добившись снижения выбросов», – отмечает Дубовицкий.

На пути к получению низкоуглеродной продукции у «Норникеля» исторически уже было весомое преимущество: в производстве компания использует газ (три ТЭЦ в Норильске суммарной установленной мощностью 1190 МВт) и энергию ГЭС, расположенных на Таймыре, – Усть-Хантайской (501 МВт) и Курейской (600 МВт). При этом доля электроэнергии из возобновляемых источников в энергопотреблении всей группы постоянно растет: с 36% в 2016-м до 46% по итогам 2020 г. А доля ГЭС в общей выработке АО «НТЭК» (т. е. только на Таймыре, где теперь сконцентрирована наиболее энергоемкая часть технологической цепочки компании – пирометаллургия) поднялась в прошлом году до 55%. Рост потребления электроэнергии от ГЭС, очевидно, приводит к сокращению потребления газа.

Этого компания добивается за счет модернизации: с 2014 г. «Норникель» последовательно заменяет гидроагрегаты мощностью 63 МВт с поворотно-лопастными турбинами, отработавшие на Усть-Хантайской ГЭС более 40 лет, на современные и высокоэффективные машины с турбинами радиально-осевого типа мощностью уже по 73 МВт каждая. Только замена пяти гидроагрегатов за 2015–2019  гг. позволила сократить выбросы на 72 900 углеродных единиц. За прошлый и текущий годы компания снизила эмиссию СО2 еще на 66 900 углеродных единиц – за счет замены запуска последних, шестого и седьмого гидроагрегатов ГЭС, а также других, более мелких, но разнообразных мероприятий по повышению энергоэффективности.

Так, за счет внедрения автоматизированной системы контроля и учета (АСКУЭ) в 2020–2021 гг. удалось сократить выбросы на 14 000 т СО2-эквивалента (СО2-экв.), за счет модернизации и ремонта оборудования – на 9000 т. А за счет снижения теплопотерь в зданиях и трубопроводах, а также вывода из работы оборудования и энергоустановок – еще более чем на 12 000 т СО2-экв. В 2022 г. «Норникель» рассчитывает показать снижение выбросов еще более чем на 30 000 т СО2-экв. «Уже реализованный комплекс мероприятий вкупе с запланированными проектами в перспективе до 2025 г. позволят сократить выбросы СО2 на 374 700 т кумулятивно в 2025 г.», – сообщили в компании. В «Норникеле» рассчитывают «аллоцировать эти объемы на никелевые единицы в такой же пропорции»

Амбициозные задачи

Представитель «Норникеля» подчеркивает, что эффекты от всех проводимых мероприятий по сокращению выбросов СО2 являются не разовыми, а кумулятивными. Это позволяет «Норникелю» последовательно и ускоренно снижать негативное влияние от производственной деятельности на окружающую среду. В этом плане выпуск УНН можно считать очередным шагом в реализации комплексной стратегии в области экологии и изменения климата, утвержденной советом директоров компании в этом году. В рамках этой программы, ставшей более амбициозной, «Норникель», в частности, планирует к 2025 г. на 95% снизить выбросы диоксида серы, создать единую базу данных выбросов CO2 по процессам, снизить водо- и теплопотери зданий и сооружений (трубопроводов), увеличить долю энергии ГЭС в производстве металлов и провести дальнейшую электрификацию горной техники.

Главная климатическая задача «Норникеля» – удержать общий объем выбросов ПГ, посчитанных по GHG протоколу, на уровне менее 10 млн т в год (это уже намного меньше, чем у конкурентов из мирового топ-5), выглядит вполне достижимой. Компания также намерена сохранить позиции в нижнем квартиле мировой никелевой отрасли по удельным выбросам СО2 на единицу никелевой продукции. Сейчас по международным стандартам ISO14040 и 14044 углеродный след производимого никеля «Норникелем» оценивается в 8,1 т СО2 на 1 т готовой продукции (углеродный след продукции характеризует всю цепочку создания стоимости в рамках жизненного цикла продукции). «Это в общем немало и значительно ниже среднеотраслевых значений, которые составляют около 18 т, а по некоторым предприятиям доходят до 28 т СО2 на 1 т готовой продукции», – говорит аналитик ИГ «Финам» Алексей Калачев.

«Норникель» уверен в потенциале и дополнительных проектов, которые начнут действовать к 2025 г. Например, перехода части карьерной техники на газомоторное топливо. Для этого «Норникель» собирается построить в Норильске завод по производству СПГ. Его ввод в эксплуатацию будет синхронизирован с пиком использования крупной карьерной техники в 2024–2025 гг., когда будет активно развиваться проект Южного кластера. За счет внедрения двухтопливного режима (дизель и СПГ) будут снижены объемы потребления дизеля с соответствующим снижением и углеродного следа.