ЦКАД нужно еще больше господдержки

Теперь она требуется частным инвесторам. Чтобы обеспечить финансирование проекта, уже выделено 150 млрд руб. из ФНБ
Но секции 3 и 4 ЦКАД не соответствуют требованиям этой программы к проектам/ М.Стулов/ Ведомости

Зампред правительства Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития проработать возможность предоставить коммерческим банкам, которые будут финансировать строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), средства ЦБ по ставке 9%, рассказали федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу. Представитель Дворковича подтвердил, что такое поручение дано. Оно касается проблемных секций 3 и 4 ЦКАД: это больше половины нового кольца – участки длиной около 100 км каждый к северо-востоку и юго-востоку от Москвы. Госкомпания «Автодор» оценивала их в 75,6 млрд и 76,5 млрд руб. соответственно, около 40% должны привлечь инвесторы, которые заключат с госкомпанией «Автодор» концессионные соглашения.

Подрядчики на оставшиеся части кольца уже найдены, а секции 3 и 4 пока только выставлены на конкурс (см. врез), но привлечь финансирование в изменившейся экономической ситуации претенденты оказались не готовы.

Кто претендует на дорогу

На оба конкурса подали заявки консорциумы одних и тех же компаний: РФПИ с УК «Лидер», «ВТБ капитал» с французской Vinci, Газпромбанк и «Автобан» с испанской Sacyr и «Стройгазконсалтинг» c венгерской Intertoll.

Чтобы снизить стоимость заимствований для инвесторов, и возникла идея использовать программу проектного финансирования – в поручении подразумевается именно она, объясняют собеседники «Ведомостей». Программа действует с октября прошлого года. По замыслу Минэкономразвития она должна оживить инвестиции в реальном секторе. Банк отбирает инвестпроекты, межведомственная комиссия проверяет их на соответствие приоритетам экономического развития, и, если проект одобрен, банк получает право на рефинансирование в ЦБ под 9% годовых. Ставка для конечного заемщика, который и реализует проект, не должна превысить 11,5%.

Но секции 3 и 4 ЦКАД не соответствуют требованиям этой программы к проектам. Первая проблема – стоимость. Программа рассчитана на проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб., а стоимость каждой из секций более чем втрое выше. Доля привлеченных инвестиций тоже не укладывается в лимит – на секции 3 и 4 нужно 32,7 млрд и 28,8 млрд руб. не из бюджета соответственно.

Дело не только в сумме инвестиций, объясняет человек, близкий к одной из компаний, участвующих в конкурсе: структура финансирования не соответствует программе.

Поэтому Минтранс хочет, чтобы Минэкономразвития поправило саму программу под нужды ЦКАД, рассказывают два человека, близких к министерству. Поправить программу под финансирование ЦКАД было бы логично: проект стратегически важный, он заслуживает поддержки, настаивает чиновник, курирующий инфраструктуру. Представитель Минтранса на запрос не ответил.

Изменение параметров программы сейчас нецелесообразно, говорит замминистра экономического развития Николай Подгузов: она еще только выходит на проектную мощность и нужно, чтобы это был полностью работающий механизм.

Секции 3 и 4 ЦКАД не просто не соответствуют формальным требованиям программы – это в целом сложно назвать проектным финансированием, поскольку отдельный участок сложно представить как отдельный и самостоятельный проект, объясняет партнер PwC Дмитрий Ковалев: возврат средств за проезд сильно зависит от работы всей ЦКАД в целом. Для частных инвесторов – снижение стоимости займов за счет государственной программы поддержки проектного финансирования, для государственной стороны – 150 млрд руб. из ФНБ, перечисляет Ковалев: «Получается некое государственно-государственное партнерство».