Экономисты не верят в 7%-ный рост ВВП Китая

Их оценки – от 4% до 6%, но точно выяснить этого нельзя из-за скрытности китайских статистиков
Международные экономисты не доверяют официальной статистике Китая о росте ВВП/ Tomohiro Ohsumi/ Bloomberg

Рост ВВП Китая в I квартале составил 7%, свидетельствуют официальные данные, опубликованные в апреле. Самые низкие темпы экономического роста за шесть лет породили опасения, что замедление китайской экономики окажется более существенным, чем ожидалось. Но у экономистов, кроме того, появились новые сомнения относительно достоверности китайских статистических данных, пишет The Wall Street Journal.

Реальный рост Китая в годовом выражении может быть меньше 6% в зависимости от учитываемых факторов, написали аналитики Citibank в отчете «Рост, вероятно, завышен». Оценки других организаций еще ниже. Так, в Capital Economics считают, что рост в I квартале составил 4,9%, специалисты по Китаю Conference Board оценивают его в 4%, а аналитики Lombard Street Research – в 3,8%.

В прошлом десятилетии годовые темпы роста ВВП Китая превышали 10%, но из-за избытка инвестиций, более слабого спроса на китайский экспорт, уже достаточно высокой базы сравнения экономика с каждым годом растет все медленнее. Более низкие темпы роста становятся «новой нормой», считают в Пекине. Второй год подряд премьер госсовета Ли Кэцян, объявляя прогноз роста в наступившем году, использует формулировку «около», которая, по его словам, «учитывает то, что необходимо и что возможно». Результат, как и раньше, когда экономика росла быстро, практически совпадает с прогнозом. В 2014 г. Ли прогнозировал «около 7,5%» роста, результат – 7,4%. Прогноз на этот год – «около 7%».

Зарубежные экономисты уже давно пытаются определить, каковы же настоящие темпы роста китайской экономики. У них есть серьезные основания не доверять подозрительно ровным официальным данным – в них никогда не наблюдалось резких колебаний, как у США и других стран. Китайские власти методологию расчетов не объясняют, и она часто выглядит непоследовательной или противоречивой. Кроме того, никто не знает, как в стране учитывают инфляцию при подсчете ВВП.

В методике подсчета ВВП – «ужасающее отсутствие прозрачности», полагает Карстен Холц, профессор экономики Гонконгского научно-технологического университета. В 2013 г. Холц провел исследование "Качество статистики ВВП Китая", где, в частности, анализировал свидетельства вероятной подтасовки данных, систему их сбора Национальным статистическим бюро (NBS) и др. Возможности фальсификаций в NBS велики, пришел к выводу Холц, но однозначных доказательств их использования он не нашел. Официальные данные по ВВП не демонстрируют значительных статистических аномалий, а значит, NBS либо не пользуется возможностями для подтасовок, либо понимает статистические закономерности и учитывает их при фальсификациях, решил Холц.

Данные о ВВП Китая часто противоречат другим показателям, манипулировать которыми считается сложнее, указывают экономисты. Они, например, отмечают расхождение между темпами роста ВВП и промышленного производства. Последний в марте вырос на 5,6% по сравнению с мартом 2014 г., это его самое низкое значение с конца 2008 г. Заметно уменьшились и такие показатели, как электропотребление, капиталовложения, прибыль промышленных компаний и инвестиции в недвижимость.

О том, что составляющие экономического роста более точно отражают реальность, чем официальные цифры ВВП, косвенно заявил в 2007 г. сам Ли Кэцян, тогда возглавлявший Коммунистическую партию в северо-восточной провинции Ляонин. Согласно заметке тогдашнего посла США в Китае, позднее обнародованной WikiLeaks, Ли раскритиковал статистическую службу страны и назвал данные ВВП «искусственными и, как следствие, ненадежными». Более надежными он назвал данные о выработке электроэнергии, железнодорожных перевозках и банковских кредитах. Это сподвигло финансовые организации делать собственные оценки ВВП Китая.

Китай наверняка не единственная развивающаяся страна, публикующая сомнительную статистику. Но к нему привлечено особое внимание из-за размера и важности его экономики. Кроме того, есть подозрения, что недостоверные данные публикуются умышленно, а не из-за проблем с их сбором, как в Индии и других странах. Правда, и действия индийских статистиков в последнее время вызывают нарекания: в феврале был опубликован прогноз роста ВВП в этом году на 7,4% (т. е. Индия должна обогнать Китай), посчитанный по новой методологии. Цифры вызвали удивление ряда экспертов.

Профессионализм NBS в последние годы значительно вырос, отмечают многие экономисты. Оно стало меньше полагаться на данные, предоставленные местными чиновниками, которые заинтересованы в преувеличениях, чтобы добиться продвижения по службе. «Завышение данных в регионах – уже не такая проблема, как когда-то. Хотя я допускаю, что она не исчезла», – говорит Николас Лэрди, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона. В 2005 г. в результате экономической переписи Китай существенно улучшил качество и повысил объем сбора данных. Так, в ходе переоценки находились и включались в статистику данные о деятельности многочисленных небольших частных предприятий; в результате доля потребительского спроса и сферы услуг в ВВП оказалась выше.

NBS и Национальная комиссия развития и реформ, отвечающая за стратегическое экономическое планирование, отказались предоставить комментарии WSJ.