Иностранные инвесторы второй год не хотят вкладывать в Россию

Но готовы инвестировать, если будут отменены санкции
Россия закрыта для инвесторов, но они готовы вернуться, когда санкции будут отменены/ Е. Разумный/ Ведомости

Две трети компаний планируют к 2016 г. увеличить свои прямые инвестиции за рубежом до докризисных объемов, выяснила консалтинговая компания A.T. Kearney. Три четверти стран из топ-25 – списка наиболее привлекательных для прямых инвесторов – являются развитыми: инвесторы ищут безопасной основы для реализации своих возможностей, заключают авторы исследования «Взаимосвязанные риски: инвестиции в разделившийся мир».

Первое место в рейтинге доверия инвесторов третий год занимают США, ситуацию в которых 46% опрошенных оценивают позитивнее (10% – негативнее), чем годом ранее. При этом среди самих американских инвесторов интересующихся инвестициями за рубеж меньше, чем в других регионах мира. Уступивший США многолетнее первенство по привлекательности для капитала Китай третий год остается на втором месте, но с большим отрывом: позитивнее, чем годом ранее, его перспективы оценил только 31% (негативнее – 17%).

Рейтинг доверия инвесторов A.T. Kearney составляет с 1998 г., в этом году число опрошенных компаний увеличено с 300 до 500 в 27 странах, а минимальный порог годового оборота компаний-участников понижен до $0,5 млрд (более чем у половины – от $1 млрд). Рейтинг отражает не реальные объемы вложений, а перспективы, но четко коррелирует с распределением мировых потоков прямых иностранных инвестиций, уверяют авторы: со времени первого исследования топ-10 стран получали не менее 50% мировых прямых инвестиций. В рейтинге только 25 позиций.

Россия второй год вне списка привлекательных для инвесторов стран. Она не вошла в топ-25 в прошлом году впервые за 10 лет, в рейтинге 2015 г. также отсутствует. Опросы проводятся в январе, уточняет представитель компании: Россия выбыла из топ-25 еще до конфликта с Украиной.

Привлекательность России померкла из-за непредсказуемой политики и вмешательства государства в экономику, говорил год назад в интервью FT партнер A.T. Kearney Пол Лаудисина, ожидая, что конфликт с Украиной еще более увеличит беспокойство инвесторов. В январе 2015 г. более 50% руководителей опрошенных компаний сказали, что, если бы не санкции и не рост геополитической напряженности, они бы в этом году увеличили прямые инвестиции в Россию и соседние с ней государства.

Мировые прямые инвестиции, по данным UNCTAD, в среднем за докризисные 2005–2007 гг. составляли $1,5 трлн (пик 2007 г. – $1,9 трлн), по итогам 2014 г. – $1,3 трлн. В 2012 г. инвестиции в развивающиеся страны впервые превысили вложения в развитые, в 2014 г. на долю развивающихся рынков приходилось 56% мировых прямых иностранных инвестиций. За 2010–2013 гг. среднегодовой прирост мировых прямых иностранных инвестиций составил около 5%, прямых инвестиций в Россию за тот же период – около 18%.

В 2014 г. приток прямых инвестиций сократился втрое до $21 млрд и полностью пришелся только на первое полугодие: во второй половине года нерезиденты выводили средства. По данным FDI Markets, в 2014 г. в России было осуществлено лишь 178 новых проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями на общую сумму $13 млрд, в 2011 г., для сравнения, их было 396 на $23 млрд. Для внутренних инвесторов вложения потеряли привлекательность еще в 2013 г., обусловив начало инвестиционного кризиса: инвестиции сокращаются третий год и к концу 2015 г., исходя из прогноза Минэкономразвития, откатятся на уровень 2010 г. «Мы сейчас смотрим на медицину, образование, онлайн-ритейл и производство программного обеспечения. Но привлекательных проектов в настоящий момент очень мало, за ними очередь выстроилась, и конкуренция очень высока, что повышает стоимость инвестиций и снижает доходность», – рассказывает партнер инвестфонда VIY Management Андрей Якунин.

Россия – «неинвестиционная» страна из-за перспектив, которые невозможно просчитать, и ужасных взаимоотношений с Западом, но многие инвесторы хотели бы вести «бизнес как обычно», поскольку за последнее десятилетие смогли хорошо заработать, сказал FT начальник отдела Standard Bank Тимоти Эш. По данным A.T. Kearney, наибольший интерес к России готовы проявить компании, работающие в сферах здравоохранения и фармацевтики (65%), легкой промышленности (61%) и финансовых услуг (58%). Те, кто уже работает на российском рынке, верят, что в средне- и долгосрочной перспективе ситуация изменится к лучшему, приводит A.T. Kearney в сообщении слова управляющего партнера Пера Хонга.

По данным A.T. Kearney, самые оптимистичные оценки российской экономике дали азиатские компании: если бы в опросе участвовали только они, то Россия снова попала бы в топ-25. Самые негативные оценки – у американских компаний. Однако, по данным Американской торговой палаты, 87% компаний из США, работающих на российском рынке, не собираются закрывать свой бизнес в России, несмотря на негативный эффект от санкций и контрсанкций российского правительства, который ощущают также более 80% (опрошено 70 компаний со средним объемом продаж в $267 млн, 60% открыли бизнес в России еще до 1998 г.). Негативный эффект от взаимных санкций сказывается прежде всего на инвестиционных планах: 80% сообщили о сокращении либо приостановке инвестиций. Большой удар взаимные санкции нанесли по цепочкам поставок работающих в России американских компаний, но 59% в качестве выхода из положения заявили о переключении на другие страны, прежде всего Китай. Несмотря на то что около 60% столкнулись и с другими трудностями (кредитный риск, волатильность рубля, падение потребительского спроса и бизнес-доверия), лишь 15% присутствующих на российском рынке компаний США не имеют планов расширения бизнеса в России, после того как санкции будут отменены. Почти 87% заявили, что российский рынок важен для конкурентоспособности их компаний.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"