EY: В кризис корпоративная коррупция может усилиться

Опрос EY показал, что экономическая нестабильность усиливает склонность бизнеса к неэтичному поведению
60% сотрудников российских компаний, опрошенных EY, заявили, что коррупция в стране широко распространена/ М. Стулов/ Ведомости

Специалисты EY опросили 3800 сотрудников крупных компаний в 38 странах, чтобы оценить восприятие корпоративной коррупции. Результаты компания представила в обзоре «Мошенничество и коррупция – легкий способ ускорить рост?».

60% сотрудников российских компаний, опрошенных EY, заявили, что коррупция в стране широко распространена. При этом корпоративные антикоррупционные меры в основном либо неэффективны, либо вообще отсутствуют: политики по борьбе с коррупцией или этического кодекса нет либо сотрудникам неизвестно об их существовании (49% опрошенных), а четкой системы наказания за коррупцию внутри компаний не существует (62%). Только 10% опрошенных оценили этические стандарты в своих компаниях как «очень высокие».

Уровень корпоративной коррупции в России немногим выше среднемировых или средних для развивающихся рынков показателей, свидетельствуют ответы российских респондентов. Зато есть национальные особенности, отмечают эксперты EY: например, в России скорее будет предложена взятка, а в Индии – подарок.

В других рейтингах разрыв значительнее: например, в индексе восприятия коррупции, который составляет Transparency International, Россия занимает 136-е место с 27 баллами из 100 возможных (100 означает самый низкий уровень восприятия коррупции).

Геополитическая нестабильность, возросшая волатильность на рынке, скачки нефтяных котировок и экономические санкции – все это может только ухудшить ситуацию. Вызовов для бизнеса по всему миру все больше и в такой ситуации сотрудники будут готовы рисковать, лишь бы обеспечить рост, предупреждает EY. Так, например, 20% российских респондентов заявили, что считают подарки и денежные выплаты обоснованными, если это помогает бизнесу выжить.

Важно понимать, что борьба со взяточничеством не является исключительной прерогативой государства, замечает управляющий партнер EY по России Александр Ивлев: бизнес должен принимать активное участие в антикоррупционных действиях и занимать самые жесткие позиции по этому вопросу. Импульс от государства должен быть первичным, не согласен партнер ФБК Игорь Николаев: «Если сама власть не может у себя навести порядок, как она может воздействовать на эти процессы в бизнесе?» Но одновременно с работой над собой государству необходимо внедрять и лучшие практики в бизнесе, признает он: стандарты корпоративного управления, этические кодексы. И наконец, необходимо выстроить здоровые отношения государства и бизнеса, призывает Николаев: в нынешнем виде они создают дополнительную почву и для корпоративной коррупции.