Статья опубликована в № 3838 от 26.05.2015 под заголовком: Государство – лучший партнер для государства

Законопроект о ГЧП наконец дойдет до второго чтения

Закон позволит использовать различные виды государственно-частного партнерства, но не помешает и «государственно-государственному»
  • Маргарита Лютова

Законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП) спустя два года после принятия в первом чтении наконец приближается ко второму. Документ внесен в календарь Госдумы на 1 июля, сообщил на прошлой неделе первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков. Сейчас дорабатывается обновленная версия ко второму чтению, рассказывает председатель думского комитета по собственности Сергей Гаврилов: «Хотим успеть в весеннюю сессию, ведь законопроект принципиальный для регионов и бизнеса».

Регионы получат возможность запускать проекты по местным законам о ГЧП, не боясь возможных противоречий с федеральным законодательством. Есть регионы, которые не принимали собственный закон о ГЧП в ожидании федерального, рассказывает партнер юрфирмы Hogan Lovells Александр Долгов. Бизнесу законопроект позволит использовать различные формы партнерства с государством, а не только концессии, как сейчас, а также получать объекты соглашения в собственность.

Закон без квалификации

68 регионов приняли свои законы о ГЧП, еще в четырех есть разработанные законопроекты на рассмотрении, указывал Центр развития ГЧП (по состоянию на 1 марта). Но лишь в 46 регионах есть два и более должностных лица, имеющих специальную квалификацию по управлению проектами ГЧП, говорилось в обзоре центра.

Правда, регулирование в законопроекте предусмотрено достаточно жесткое: например, подробно описаны конкурсные процедуры. При разработке хотелось избежать жесткого варианта, говорит Гаврилов, но это неизбежно – нужно учесть риски в регионах и муниципалитетах. Изначально Минэкономразвития предлагало ограничения и для инвесторов: законопроект запрещал участвовать на стороне частного партнера компаниям с долей государства свыше 50%. Так министерство хотело уйти от «государственно-государственного партнерства». В текущей версии законопроекта норма сохранилась, но предусмотрена отсрочка на пять лет, рассказывают два человека, участвующих в его разработке. Переходный период на пять лет был совместным предложением крупнейших банков, говорил исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Госбанки активно участвуют в концессионных проектах: не только выступают кредитором частного партнера, но и входят в капитал проектной компании. Без переходного периода пришлось бы откладывать или переформатировать уже готовящиеся проекты, объяснял один из участников обсуждения. Теперь норма фактически стала декларативной, говорит Долгов: отсрочка слишком значительная и пока никаких практических последствий иметь не будет.

Принятие закона в любом случае будет позитивным шагом для рынка, подчеркивает Долгов: количество форм ГЧП и проектов может вырасти в геометрической прогрессии. Какие-то проекты станут более привлекательны для банков, поскольку объект соглашения сможет стать залогом, перечисляет он, ГЧП можно будет использовать для новых видов объектов, где пока не отработаны концессионные механизмы.

Чем больше в правовом поле понятных возможностей, тем лучше, согласна юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова: снижается риск сомнительных схем. Снижаются и риски спорных позиций в судебной практике, продолжает она: сейчас в жесткую форму концессии приходится заковывать то, что концессией быть не может.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать