Холдингам могут запретить объединять налоги до 2018 года

Из-за консолидированных групп налогоплательщиков падают доходы регионов
Государство хочет, чтобы пока компании платили налоги по отдельности/ И. Стомахин/ PhotoXPress

Всего появилось 16 групп – их создали, например, «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь», НЛМК и т. д. Это привело к перераспределению доходов между регионами: некоторые потеряли, другие приобрели. По оценкам Минфина, в 2014 г. у 53 регионов поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд руб., у 32 – снизились на 127 млрд. На долю КГН пришлось 3,3% потерь из общего сокращения поступлений по налогу на прибыль, общие доходы регионов в результате создания КГН сократились на 0,6%. Больше других потеряли Москва и Ханты-Мансийск, так как прежде в их бюджеты поступали налоги холдинговых компаний. Механизм и вводился для того, чтобы распределение налога было более справедливым, отметил Силуанов.

Правительство может продлить мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) до 2018 г., заявил министр финансов Антон Силуанов. Создание новых КГН в 2015 г. уже было запрещено.

По его словам, лучше сосредоточиться на исправлении недостатков института КГН – обеспечить стабильность и смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны. Счетная палата поддерживает идею, сообщила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: нужно отработать механизм компенсации выпадающих доходов для регионов.

Компании создают КГН, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами: они объединяют прибыли и убытки и платят налог с общего финансового результата. Затем он распределяется между регионами, в которых базируются компании.

Налоговая база часто перераспределяется в регионы, где установлены пониженные ставки налога на прибыль, поясняет представитель Минфина. Механизм оказался очень востребованным, но в условиях экономического спада регионы проигрывают от распределения налогов, приходится компенсировать потери наиболее пострадавшим, говорит федеральный чиновник. Необходимы точечные поправки в правилах формирования КГН, для этого и нужен мораторий, продолжает он. Например, компании намеренно включают убыточные предприятия в КГН, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия. Минфин в проекте «Основных направлений налоговой политики» предлагает скорректировать условия создания КГН – включать в группу в обязательном порядке все компании, которые принадлежат холдингу на 90%.

Бизнес выступает за сохранение КГН и отмену моратория на включение в уже созданные группы новых компаний. КГН – важный элемент налоговой стабильности, он позволяет эффективно работать и планировать деятельность, заявил во вторник президент «Лукойла» Вагит Алекперов (цитата по ТАСС). Снятие моратория, конечно, необходимо, настаивает он. Убытки холдинга действительно снижают налоговую базу, зато часть поступлений уходит в регионы, считает сотрудник нефтяной компании, включение предприятия в КГН выгодно и регионам, и предприятию. Налоговые манипуляции не главный стимул к созданию КГН, говорит сотрудник металлургической компании, важнее вывод группы из-под правил трансфертного ценообразования. В условиях высокой волатильности и слабого рынка КГН позволяет поддерживать временно менее эффективные производства, говорит представитель НЛМК, особенно эффективен механизм для компаний с высокой степенью интеграции. Реальные производства, которым нужна поддержка, должны быть выведены из-под моратория, продолжает он. Основной эффект от КГН заключается в снижении нагрузки, связанной с администрированием налога в части трансфертного ценообразования, рассказал «Ведомостям» представитель «Ростелекома», так как в 2015 г. компания подпадает под мораторий, сейчас эффекта от механизма нет.

КГН – положительное явление для бизнеса, согласен партнер EY Алексей Кузнецов, альтернативой для бизнеса могло бы стать юридическое объединение компаний, но реорганизация подходит не для всех. Создание КГН действительно может негативно влиять на налоговые поступления регионов, в том числе из-за сальдирования прибылей и убытков компаний, рассуждает он, мораторий теоретически поможет не усугублять проблему «выпадающих доходов» на три года. Но для бизнеса лучше было бы расширить механизм КГН, в том числе смягчить условия их формирования, заключает Кузнецов.