Весь мост через Амур могут построить китайцы

Россия свою часть строить еще не начала
Строительство моста через Амур с российской стороны все равно еще не начато/ М. Стулов/ Ведомости

Российскую часть совместного с Китаем моста через Амур в Еврейской автономной области может построить китайский подрядчик, который сейчас работает на китайской стороне, сообщил вчера гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев в интервью телеканалу «Россия 24».

Россия и Китай договорились построить трансграничный железнодорожный мост еще в 2008 г. Проект простаивал несколько лет, но был реанимирован, когда правительство активизировало попытки развивать Дальний Восток. В 2014 г. разрабатывавшую проект компанию «Рубикон» выкупил Российско-китайский инвестиционный фонд, который учредили РФПИ и китайская China Investment Corporation.

Но строительство с российской стороны все равно еще не начато: РФПИ хотел, чтобы к проекту присоединился принадлежащий ВЭБу Фонд развития Дальнего Востока. Этот фонд начинал им заниматься еще в 2013 г. По словам Дмитриева, теперь договоренности с Фондом развития Дальнего Востока уже «финализированы». Условия участия в проекте согласованы, подтверждает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков: фонд и РФПИ будут инвестировать в проект в пропорции 25/75.

«Фактически финализирован» и выбор подрядчика, сообщил Дмитриев: сейчас подводятся итоги конкурса и подрядчиком может стать компания, которая сейчас строит китайскую часть. Будет логично, если возведение моста завершит тот же подрядчик, который уже выполнил существенный объем работ с китайской стороны, отмечает Чекунков.

Речь идет о компании China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), говорит человек, участвующий в отборе подрядчика.

Представитель CCECC на запрос вчера не ответил.

Стоимость российской части проекта оценивалась примерно в 10 млрд руб. Помимо подъездных дорог и станции с российской стороны предстоит достроить всего 300 м моста из 2,2 км. Оставшаяся часть активно строится с китайской стороны. Подрядчик, который уже работает на объекте, – очевидный выбор, рассуждает сотрудник российской строительной компании: это стандартный подход при строительстве. Действующий подрядчик уже хорошо изучил проект, мощности развернуты – это автоматически дает ему преимущество на тендере, объясняет он.

CCECC уже сотрудничала с РФПИ: фонд собирался привлечь компанию к строительству моста через Лену в Якутске, но уступил на концессионном конкурсе консорциуму «ВТБ капитала», а затем проект по решению президента Владимира Путина и вовсе был лишен финансирования.

Даже если будет выбран китайский подрядчик, это не исключает участия российских компаний на субподрядах, подчеркивает Дмитриев. Всегда есть локальная часть работ, для соблюдения российских инженерных требований могут привлекаться местные специалисты, приводит примеры Алексей Назаров из KPMG: иностранный подрядчик, как правило, не выполняет в одиночку 100% работ. Любой инвестор всегда пытается привести подрядчика из своей страны, говорит Назаров, к тому же субподряды все равно могут быть интересны местным компаниям. Наконец, в итоге Россия все равно получит новую инфраструктуру, отмечает он.