Покупатели на рынке нефти стали диктовать свои условия

Виной тому – избыток предложения и низкие цены
Азиатские покупатели стали определять условия поставок нефти, закупая больше сырья на спотовом рынке, а не по долгосрочным контрактам/ Reuters

Благодаря снижению цен на нефть вдвое по сравнению с летом 2014 г. и избытку предложения на рынке азиатские покупатели – от западного побережья Индии до Японии – впервые за десятилетия оказались в более выгодном положении по сравнению с поставщиками. Изменение баланса сил уже влияет на региональный рынок, и ожидаемое увеличение экспорта нефти из Ирана, вероятно, еще больше обострит конкуренцию.

В апреле «Газпром нефть» подписала предварительное соглашение о покупке 49% в НПЗ «Зунг Куат» во Вьетнаме. Также «Роснефть» заключила контракт с индийской Essar Oil на поставку нефти и приобретет 49% в ее НПЗ. Аналогичные планы у российской компании есть и в Китае.

Эта «новая норма» ставит азиатских покупателей, в основном нефтеперерабатывающие заводы, перед дилеммой – придерживаться долгосрочных контрактов с давними поставщиками, в частности с Ближнего Востока, или покупать больше нефти по более низким ценам на спотовом рынке, рискуя надежностью поставок?

Раньше 95% нефти азиатские НПЗ, расположенные далеко от основных нефтедобывающих регионов, покупали по долгосрочным контрактам у таких поставщиков, как саудовская госкомпания Saudi Aramco. Это давало им гарантии, но они не могли извлечь такую же выгоду от снижения цен, как их конкуренты из Европы или США. Но теперь такая рыночная структура пошатнулась, поскольку невозможно игнорировать тот факт, что баррель нефти Brent стоит менее $58, т. е. примерно на 47% дешевле по сравнению с летом 2014 г.

«Рынок принадлежит покупателям, особенно в Азии», - утверждает Эд Морс, директор глобального отдела анализа сырьевых рынков Citigroup. По его словам, азиатские нефтепереработчики не продлевают некоторые контракты или договариваются о новых условиях, закупая больше нефти на спотовых рынках.

Поэтому, вероятно, в итоге стоимость нефти будет определяться привычками покупателей из Азии, поддерживающими региональный физический рынок нефти, и рыночной долей конкурирующих нефтедобытчиков, ищущих клиентов.

Одни из наиболее сильных изменений происходят на Дальнем Востоке, где раньше находились наиболее лояльные к ближневосточным поставщикам клиенты. Как утверждает один известный нефтяной трейдер, некоторые японские НПЗ сейчас планируют импортировать лишь около 70% нефти по долгосрочным контрактам, а не более 90%; южнокорейские ориентируются на 50% вместо 75%.

На руку покупателям сыграл и рост конкуренции. Так, Saudi Aramco снизила цены для клиентов из Азии до рекордного минимума, некоторые НПЗ из Индии убедили ближневосточных поставщиков взять на себя связанные с доставкой нефти издержки и риски, а «Газпром нефть» разрешила китайским покупателям оплачивать поставки нефти в юанях, а не долларах. И в мае Россия впервые стала крупнейшим экспортером нефти в Китай, обойдя Саудовскую Аравию, по данным китайской таможни. Кроме того, саудовцы впервые более чем за четыре года уступили статус крупнейшего поставщика нефти в Индию, им стала Нигерия.

Также растут поставки в Азию из Южной Америки. Частные НПЗ Индии теперь импортируют оттуда 30-40% нефти, свидетельствуют торговые данные. Для сравнения: 10 лет назад этот показатель был ниже 3%.

Страны-экспортеры теперь имитируют стратегию, которой долгое время придерживались нефтепроизводители с Ближнего Востока, инвестируя в Азии, чтобы обеспечить себе рынок. Так, венесуэльская PDVSA вместе с китайской CNPC строит НПЗ на юге Китая, который будет перерабатывать 400 000 баррелей в день начиная с 2017 г. Вероятно, в основном туда будет поставляться тяжелая нефть из Венесуэлы, говорит Ричард Горри из консалтинговой компании JBC Energy.

Тем не менее трейдеры считают, что немногие НПЗ рискнут сократить долю поставок по долгосрочным контрактам более чем на 20-30%. «Никто в здравом уме не станет отказываться от закупок у Saudi Aramco, если только у него действительно не останется выбора», - утверждает один из них.

На ключевом китайском рынке доля импорта с Ближнего Востока долго росла – 40% в 2003 г. до 46% в 2014 г., согласно докладу BP Statistical Review of World Energy. Это помогло поставщикам компенсировать потерю позиций на рынках США и Японии, где доля импорта с Ближнего Востока за этот же период сократилась примерно на 25%.

Источники поставок сырой нефти в Китай (слева) и в Индию (справа) в 2014 году

Нигерия, Ангола, Венесуэла и Россия не предоставляют таких долгосрочных гарантий, как ближневосточные экспортеры, в частности Саудовская Аравия, отмечают аналитики. По словам аналитика Nomura Алистера Ньютона, в том, что касается надежности поставок, у России все еще «несколько сомнительная репутация». Например, в 2006 г. и 2009 г. она прекращала поставки газа на Украину, через которую они шли транзитом в Европу, из-за спора об оплате. Также Международное энергетическое агентство прогнозирует, что экспорт нефти из России сократится на 1 млн баррелей в день в следующие 20 лет на фоне снижения нефтедобычи.

Экспорт нефти в Китай из Венесуэлы тоже непредсказуем — она сократила поставки несмотря на существенную финансовую помощь Пекина.

Часто НПЗ предпочитают сотрудничать с проверенными поставщиками из-за технических аспектов. «Торговля нефтью по-прежнему во многом основана на доверии, - говорит один трейдер. - Если мой основной поставщик предлагает нефть по рыночной цене, почему я должен рисковать, покупая нефть неизвестного качества?»

Так, Ирак в июне начал экспортировать новый сорт тяжелой нефти Basra Heavy. Цены на нее были сильно снижены, поскольку НПЗ не могли быстро приспособиться к новой нефти. Даже для создания стратегических запасов и Китай, и Индия до сих пор выбирают больше подходящие для их НПЗ сорта ближневосточной нефти.

Перевел Алексей Невельский