Госконтракты переводят на сопровождение в Федеральное казначейство

Для исполнителей это выгоднее, считают участники рынка
Авансы по госконтрактам свыше 1 млрд руб. в этом году уже перечисляются на счета, открытые в Федеральном казначействе/ С. Портер/ Ведомости

Исполнители госконтрактов, которыми предусмотрены авансы от 30 до 80%, должны указывать условие об открытии счетов в Федеральном казначействе, говорится в письме Минфина и казначейства. Положение не распространяется на контракты, заключенные до 2 апреля 2015 г.

Риски неисполнения контрактов с авансами сохраняются, писал Минфин в докладе о повышении эффективности расходов бюджета: в отдельных случаях аванс достигает 80–100% суммы контракта. Фактически государство выступает инвестором и дает поставщикам беспроцентные кредиты в виде авансов, говорит федеральный чиновник. Представители Минфина и Федерального казначейства не ответили на запрос «Ведомостей».

Аванс однодневке

По данным Счетной палаты, долг по авансам в 2014 г. достиг 2,5 трлн руб., или 95% дебиторской задолженности по расходам. «Мы выдали аванс, но не получили ни работы, ни оборудования», – говорила председательница Счетной палаты Татьяна Голикова: проблема связана с фирмами-однодневками.

Авансы по госконтрактам свыше 1 млрд руб. в этом году уже перечисляются на счета, открытые в Федеральном казначействе. Минфин предлагает ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе с 2017 г. на постоянной основе. Такая практика уже получила положительные отзывы участников закупочного процесса, пишет Минфин. По одному из госконтрактов на возведение домов был выдан аванс 800 млн руб., вспоминает сотрудник строительной компании, а постройка была оценена всего в 150 млн. Иногда участники торгов вообще не способны выполнить госзаказ и, получив аванс, бросают объект, продолжает он.

Контролировать расходование средств несложно, отмечает консультант господрядчика, для этого четко формулируются обязательства в договоре, но часто заказчики сталкиваются с фирмами-однодневками. Когда заказчик выплачивает аванс, он не застрахован от того, что компания просто исчезнет, согласна предправления некоммерческого партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина. А закон не позволяет проверить исполнителя контракта, отмечает она, главное, чтобы компания была зарегистрирована, других требований предъявить невозможно, а если требования и есть – документы фальсифицируются, рисуются акты выполненных работ для подтверждения опыта.

Проблем с исчезновением авансов почти нет, возражает Екатерина Смирнова из юридической компании «Яковлев и партнеры», большинство контрактов их не предусматривает, а по контрактам до 150 млн руб. их просто не бывает, бизнес привык вкладывать собственные средства, а обязательства по контрактам с авансом обеспечиваются банковской гарантией.

Гарантии обеспечивают возврат аванса, говорит Лезина, но их можно получить в некачественных банках, формально соответствующих требованиям Минфина. Около 50% рынка занимают фальшивые банковские гарантии, которые может получить любая компания, согласен консультант госзаказчика. А добросовестные банки отказывают бизнесменам в гарантиях, продолжает Лезина, получить их стоит дорого, требуется залог даже личного имущества.

С переводом аванса в Федеральное казначейство банковские гарантии будут не нужны, считает Лезина, но такие платежи будут проходить очень долго, не все субподрядчики будут устраивать казначейство, что затруднит реализацию проекта. Большинство подрядчиков все равно упорно пытаются получить именно банковскую гарантию, заключает она. Сейчас банки резко увеличили плату за выдачу гарантий, это сильно влияет на рентабельность стройки, говорит генподрядчик, поэтому перевод аванса в Федеральное казначейство для исполнителей контрактов выгоден.