Росавтодор оценил стоимость проезда тяжелых фур по федеральным трассам в 3,06 рубля за 1 км

Минэкономразвития хочет снизить тариф минимум втрое
Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября/ А. Астахова/ Ведомости

Размер платы за проезд тяжелых грузовиков – 3,06 руб./км – согласован с Минтрансом и Минэкономразвития, снижать его «еще больше нет смысла», заявил в понедельник руководитель Росавтодора Роман Старовойт (цитата по «Интерфаксу»). Пока тариф согласован только с Минтрансом, уточнил представитель Росавтодора.

Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября. Утвержденный весной тариф составлял 3,73 руб./км. Тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд руб., они должны были уйти в дорожный фонд, а также на оплату услуг концессионера – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, по 10,6 млрд в год). Компания (в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю) была назначена решением премьера Дмитрия Медведева единственным исполнителем.

Цена системы

РТИТС оценивала стоимость создания системы взимания платы в 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб. даст Газпромбанк и еще 2 млрд руб. добавит сама РТИТС.

Но позднее правительство решило не повышать нагрузку на бизнес по неналоговым платежам и начался спор о тарифе. Минэкономразвития предложило снизить его до 0,64 руб./км и ввести трехлетний мониторинг на повышение. По расчетам министерства, ровно столько нужно, чтобы рассчитаться с РТИТС.

Росавтодор и Минтранс выступили против столь радикального снижения. Чтобы рассчитаться с РТИТС, тариф должен составлять 94 коп., говорил ранее Старовойт «Интерфаксу». Минэкономразвития согласилось на 0,97 руб./км, но и при таком тарифе не оставалось денег для финансирования строительства дорог. Получалось, что система будет работать лишь для того, чтобы государство могло расплатиться с РТИТС.

Минэкономразвития по-преж­нему настаивает на радикальном снижении тарифа, говорит его представитель, оно предлагало варианты – от 0,64 до 1 руб. до 2019 г. Представитель Минтранса отказался от комментариев, предложив обратиться в Росавтодор, а там перенаправили в правительство. Предложения могли уйти в правительство с разногласиями, считает человек, близкий к Росавтодору, знакомый с ходом дискуссии о тарифе. При тарифе в 3,06 руб. сборы могут достигнуть 40 млрд руб. в год, говорит человек, близкий к Росавтодору.

Проезд фуры, например, от Москвы до Владивостока обойдется при таких расценках почти в 30 000 руб. (см. таблицу). Тариф в 3 руб. – это 25% от затрат на топливо, логистическим и транспортным компаниям придется поднимать расценки на свои услуги, говорит исполнительный директор по автомобильным перевозкам ГК «Желдорэкспедиция» Андрей Блинов, это станет еще одним фактором роста цен на товары. К тому же оплачивать проезд придется заранее, когда машина только собирается выехать, продолжает он, это тоже дополнительные издержки. С платой можно было бы смириться, «если появятся качественные дороги, которые позволят экономить время, т. е. давать выигрыш перевозчикам, но пока такого нет», замечает гендиректор Pony Express Георгий Аликошвили.

При тарифе в 3,06 руб. денег хватит на текущий ремонт дорог, но его объемы оценить сложно, говорит Алексей Назаров из KPMG. Смотря как строить и какие дороги, замечает член правления Национального объединения ценового аудита Борис Ярышевский: например, правительство Москвы оценивает строительство 1 км в среднем в 500 млн руб. «Если брать идеальные условия, то на первый взгляд, ориентировочно, этой суммы (40 млрд руб. – «Ведомости») хватило бы на строительство до 3000 км дорог третьей категории, но без расходов на перенос коммуникаций и не в городе», – рассуждает партнер PwС Дмитрий Ковалев.