«Автодор» подыщет регионам инвесторов

Госкомпания решила принять нефинансовое участие в развитии региональных дорог
«Автодор» обещает привезти инвесторов в регионы/ Интерпресс/ PhotoXPress

«Автодор» поможет привлечь частные инвестиции в региональные проекты через государственно-частное партнерство (ГЧП), заявил зампред правления госкомпании Александр Носов. Речь идет о строительстве автодорог и развитии прилегающих территорий. Первые проекты планируются в Удмуртии, Краснодарском крае, Томской и Новосибирской областях.

В Псковской области с 2004 г. действуют четыре платные автодороги (длиной 226 км), говорит замгубернатора Александр Кузнецов, в последние годы сборы варьируются от 160 млн до 250 млн в год: «Это дополнительные средства для приведения дорог в нормативное состояние». Плата взимается на дорогах к пунктам пропуска за границу, но планируется сделать платными некоторые дороги внутри региона.

«Там, где дорог еще нет, я с радостью увижу новые объекты платной инфраструктуры: объезды, развязки, новые трассы», – говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, переговоры с «Автодором» уже велись. В Башкирии вводить платные дороги пока не планируют, отмечает представитель главы республики. Об отсутствии таких планов говорит и чиновник правительства Тульской области.

Более 60% дорог регионального значения не отвечают нормативным требованиям, замечает директор группы корпоративных финансов KPMG Степан Светанков, но возможности региональных бюджетов ограничены, поэтому все более актуальным становится введение платы за проезд по ним. Платные региональные дороги позволят увязать развитие транспортных систем и самих регионов, считает гендиректор «Новотранс Юга» Михаил Розенфельд, вырастет скорость перевозки грузов, а издержки снизятся, если тарифы будут разумными.

Плату можно вводить на новых объектах, обходах, хордах в объезд мегаполисов и крупных городов, снижая нагрузку на городские сети, говорит партнер EY Александр Ерофеев. Пример – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. В менее экономически развитых регионах платные дороги «не поедут» из-за отсутствия трафика, продолжает он, у большинства регионов дефицитные бюджеты, им будет сложно найти инвесторов, готовых рискнуть. Регионы могут давать налоговые льготы, субсидировать часть процентной ставки по кредиту, предоставлять земли, льготные тарифы, отмечает партнер «НЭО центра» Инна Карпова.

Крупные проекты федеральных дорог требуют существенных капвложений, замечает Карпова, непросто найти кредитное финансирование и серьезных частных игроков. Поэтому «Автодор» планирует поменять стратегию – пойти в регионы, допускает она, учитывая их потребность в дорогах, инициатива может быть оправдана, наиболее привлекательными для «Автодора» могут стать платные путепроводы и мостовые переходы.

Могут быть привлечены те же компании, что уже участвуют в проектах «Автодора», замечает представитель госкомпании. В числе крупнейших партнеров «Автодора» – «Аркс», «Стройгазконсалтинг», ДСК «Автобан», «Мостотрест», «Главная дорога».

Если проекты будут рентабельны и компания справится с ними, то «почему нет», замечает представитель ДСК «Автобан». «ВТБ капиталу» интересны проекты ГЧП, он уже участвует в строительстве моста через р. Камбарку в Удмуртии, говорит представитель банка. Пенсионные фонды стали больше интересоваться вложениями в инфраструктуру, замечает Светанков, есть проекты, где инвестором могут выступать местные девелоперы.

Но платные дороги необходимо вводить, когда уже есть дорожная инфраструктура и система ее содержания, рассуждает директор «Совтрансавто» Владимир Тян, бизнес возьмет на себя дополнительные издержки, если увидит выгоду, например, в виде более рациональной маршрутизации, скоростного режима, оптимизации логистики.

При участии Елены Мухаметшиной