Девальвация юаня не поможет Китаю увеличить экспорт

Для улучшения ситуации в экономике потребуется девальвация на 10–15%, считают экономисты
Народный банк Китая (НБК) девальвировал курс юаня на 1,9%/ pixabay.com

Во вторник Народный банк Китая (НБК) девальвировал курс юаня на 1,9%. Это самое сильное регулятивное изменение его курса с 1994 г., когда при переходе от плановых принципов экономики к рыночным он был девальвирован сразу на треть, пишет WSJ. Решение говорит о том, что правительство обеспокоено замедлением экономики, рассчитывая на рост экспорта, и повышает риск «валютных войн».

В НБК назвали решение разовой мерой и указали на изменения в принципе расчета справочного курса юаня. Он устанавливается каждое утро, и во время торгов курс может отклоняться от него не более чем на 2%. Но если раньше НБК порой игнорировал рыночный курс, то теперь он обещает ориентироваться на результаты торгов на момент окончания предыдущей торговой сессии.

Реакция рынков

Рынки отреагировали снижением. Индекс S&P 500 опускался более чем на 1,15%, Stoxx Europe 600 – на 1,55%, а стоимость барреля нефти Brent – более чем на 3%, из-за чего он снова стал дешевле $50.

Во вторник справочный курс был понижен с 6,1162 до 6,2898 юаня/$. А во время торгов в Шанхае китайская валюта ослабла на 1,99% с 6,2097 юаня/$ во время закрытия торгов в понедельник до 6,3360 юаня/$, минимального уровня с сентября 2012 г.

Решение НБК оказалось неожиданным. Экономисты полагали, что Китай будет стимулировать экономику другими методами, например снижая требования к банковским резервам, чтобы они могли увеличить кредитование, пишет FT.

Ослабление юаня может помочь Китаю остановить снижение экспорта, отчасти вызванное его относительно высоким курсом. За последний год юань подорожал на 13% по отношению к валютам основных торговых партнеров. По последним опубликованным данным, экспорт Китая в июле неожиданно снизился на 8,3% в годовом выражении.

Решение Китая повышает риск «валютных войн», поскольку экспортерам выгоден низкий курс национальной валюты, предупреждает Стивен Роуч из Йельского университета. Так, валюты Австралии, Южной Кореи и Сингапура подешевели на 1% и более. «Трудно поверить, что это будет разовая корректировка», – цитирует Роуча Bloomberg. Хоть власти Китая и назвали девальвацию разовой, стоит «ждать от них дальнейших действий в этом направлении», согласны аналитики Oxford Economics. Девальвация юаня не закончится, считает стратег Monex Масафуми Ямамото (цитата по Reuters), валюты региона слабеют и Китай может начать «валютную войну». Для улучшения ситуации в денежной системе страны до уровня, наблюдавшегося полгода-год назад, нужна девальвация юаня на 10–15%, подсчитали эксперты Oxford Economics. Снижение курса мало поможет экспортерам, уверен стратег Barclays Хэмиш Пеппер (цитата по Reuters), действия НБК связаны с желанием сделать юань резервной валютой МВФ.