Минэкономразвития и ФАС выступают против новых ограничений госзакупок импортных медизделий

Качественных аналогов в России нет, говорят эксперты
В список постановления правительства попали самые разные изделия: бинты, протезы клапанов сердца, дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких и т. д/ Смирнов Владимир/ ТАСС

Предложенные Минпромторгом поправки в постановление правительства, ограничивающее закупки иностранных медицинских изделий, не согласованы Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Оба ведомства представили отрицательные заключения (копии есть у «Ведомостей»).

В этом постановлении, принятом в феврале 2015 г., закреплен механизм «третий лишний»: иностранный поставщик не допускается к участию в конкурсе, если заявки на участие в нем подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза – России, Армении, Белоруссии или Казахстана.

В августе Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения проект изменений в постановление, ограничивающих госзакупки еще 101 группы медицинских изделий (сейчас в перечене 46 пунктов). В список попали самые разные изделия: бинты, презервативы, противопролежневые матрасы, протезы клапанов сердца, дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких, инкубаторы для новорожденных и т. д. Обсуждение должно было завершиться 17 августа, но продлено до 1 октября в связи с большим количеством предложений.

ФАС не согласовывает проект, говорится в письме службы в Минпромторг от 13 августа: не обосновано расширение перечня.

Купить у одного

Обойти ограничения можно будет, закупив иностранные медизделия у единственного поставщика. Однако закупаемые у единственного поставщика товары не могут быть дороже 100 000 руб., а общий лимит на такие закупки – 2 млн в год либо 5% от всех заказов и не более 50 млн руб.

Минэкономразвития рекомендует доработать весь перечень импортных медизделий, госзакупки которых ограничены, кроме того, к проекту имеются юридические редакционные замечания, говорится в ответе представителя министерства. Минздрав только готовит свой отзыв, анализирует государственный реестр медизделий и проверяет, какие производятся в России, говорит представитель Минздрава: не должно снизиться качество и доступность медпомощи.

Изменения в постановление задумывались как стимул более глубокой локализации производства медицинских товаров, отмечает заместитель председателя комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Александр Смирнов. Цели запретить импорт нет – если заказчику важно получить прибор, обладающий определенными свойствами, он может описать их в техническом задании заказа и закупать у иностранных поставщиков, говорит Смирнов.

Новое ограничение затронет порядка 60% рынка медицинских изделий в стоимостном выражении, сказал директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. По его информации, Минпромторг провел предварительную оценку и убедился, что в России есть по нескольку производителей всех этих медизделий. Представитель Минпромторга это не комментирует. Врачи могут жаловаться на качество медизделий, но не делают этого, говорит Мелик-Гусейнов, в итоге Минздраву просто нечего противопоставить Минпромторгу. Чаще всего врач государственных учреждений не может повлиять на заказ, говорит врач-пульмонолог Василий Штабницкий.

«Ряд товаров преждевременно и опасно вносить в ограничивающий список», – пишут премьеру Дмитрию Медведеву некоммерческие организации, представляющие интересы тяжелобольных людей. Марли и раневые повязки не соответствуют современным стандартам – волокнистые ткани попадают в раны и вызывают нагноения, говорится в письме. Дефибрилляторами отечественные производители, может быть, и обеспечат, но российских аппаратов ИВЛ должного качества нет, констатирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Ограничения могут поставить крест на развитии программы домашних ИВЛ, опасается координатор ассоциации пациентов и родителей, воспитывающих детей со спинальной мышечной атрофией «Семьи СМА» Ольга Германенко. Пока отдельным пациентам импортные домашние ИВЛ закупают фонды, но организации просят сделать это массово и за государственный счет, продолжает она. Росздравнадзор считает, что российские и импортные изделия идентичны, но это не так, говорит Штабницкий: в московских клиниках вся реанимационная техника западного производства.