Минпромторг пытается заставить господрядчиков использовать российское оборудование

Иначе строители, перевозчики и коммунальщики не получат госзаказ
Минпромторг предлагает поставить заграждение от иностранной дорожной техники/ А. Астахова/ Ведомости

Минпромторг подготовил проект постановления правительства, запрещающего господрядчикам использовать значительную часть импортной техники – бульдозеры, катки, грейдеры, экскаваторы, автобусы, троллейбусы, грузовики, автокраны и уборочную спецтехнику (копия есть у «Ведомостей»). Покупать эти товары госзаказчикам запрещено уже более года. Минпромторг хочет распространить запрет и на наем подрядчиков – строительство дорог, перевозку грузов и пассажиров, уборку улиц.

Если компания претендует на госзаказ (проектов ГЧП документ не касается), то с 2017 г. 10% оборудования в ее парке должно быть произведено в странах Таможенного союза. Ежегодно доля будет расти на 10 п. п. и достигнет 50% с 2021 г. Пока доля считается от количества техники, но это вопрос дискуссионный, отмечает чиновник Минпромторга. Вдвое выше должна быть доля многоковшовых экскаваторов, легковых автомобилей и грузовиков (массой 5–20 т).

Доли подрядчиков и субподрядчиков предполагается суммировать, поясняет и. о. директора департамента Минпромторга Антон Алиханов, технику можно взять в аренду.

Запрет стимулирует иностранцев вкладывать в производство в России, говорится в ответе «Ведомостям» замминистра промышленности Виктор Евтухов: «Локализовывайте производство или заключайте специальный инвестиционный контракт (см. врез), и вы получите преференции». Правила ВТО не нарушены, отмечает Евтухов. Россия может вводить ограничения при госзакупках, подтверждает профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Новый контракт

В отличие от локализации в специальном инвестконтракте не указано количество операций, которые должны производиться в России. Инвестор может создать или модернизировать производство, получить льготы и право называться российским производителем.

В Минэкономразвития проект пока не поступал, но прежде оно было против таких ограничений, говорит представитель Минэкономразвития: если компания использует импортную технику, ей придется тратиться на российскую, это дополнительные издержки и рост цен на услуги. Нужно учитывать не только способность отечественной промышленности произвести оборудование, но и его конкурентоспособность, отмечает он. ФАС не получала проект, говорит представитель службы, не комментируя его. Росавтодор в курсе планов Минпромторга, сообщил представитель агентства, у подрядчиков подведомственных ему казенных учреждений более 10% техники российского производства.

Качество дорог не пострадает, половина техники может быть иностранной, комментирует чиновник Минпромторга. Техника в основном иностранная, констатирует представитель ДСК «Автобан». От дороги нужны безопасность и долговечность, ни то ни другое российское оборудование обеспечить не может, продолжает он: «Несмотря на рост цен и ухудшение условий лизинга, мы вынуждены покупать зарубежную технику». Есть задачи, с которыми российское оборудование не справляется, например прокладка сложных тоннелей, говорит эксперт в области транспортного строительства Павел Турбанов, иностранное оборудование более производительное. Строители часто арендуют технику под конкретный контракт, рассказывает руководитель комитета по государственным и корпоративным закупкам Российского союза строителей Екатерина Лезина, на момент участия в гостендере компания может пообещать использовать российскую технику, а потом арендовать иностранную. Заказчикам что ли всю въезжающую на стройку технику проверять, задается она вопросом.

10% к 2017 г. – невысокий порог, такую долю могут обеспечить российские производители грузовой техники, бульдозеров, грейдеров, автокранов или локализованное иностранное производство, полагает Турбанов. А вот 50% к 2021 г. – это уже критично, придется просто отказаться от покупок иностранной спецтехники, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Сейчас ни одна зарубежная компания не выполняет требований по локализации, установленных Минпромторгом, говорит гендиректор российского представительства зарубежной компании, собирающей дорожную технику в России, использование российских компонентов может ухудшить качество продукции.

Алиханов предлагает иностранным производителям заключать специальные инвестконтракты: требования по ним могут быть более мягкими, чем по глубокой локализации. Механизм специальных инвестиционных контрактов пока новый, иностранные инвесторы будут ждать успешных примеров, считает Рожков. Руководитель представительства иностранной компании про механизм специальных инвестконтрактов вообще не слышал.