Мост через Амур вместо российских инвесторов могут достроить китайские

Китайская часть моста в 1,9 км может быть достроена в ноябре, работы на российских 300 м еще не начаты
Мост строят второй год, но пока только китайцы свою часть (1,9 км)/ Donald Chan/ Reuters

Китайский Фонд Шелкового пути ($40 млрд) в ближайшее время осуществит значительные инвестиции в России, заявил гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Одним из проектов станет железнодорожный мост через Амур, сообщил представитель РФПИ. Переговоры пока только идут, осторожен другой сотрудник РФПИ.

Мост в 2,2 км соединит Транссиб с китайскими железными дорогами, сократит расстояние перевозки по направлению Москва – Хабаровск на 500 км, расходы на тонну груза – на $6. Он позволит IRC («дочка» золотодобывающего альянса Petropavlovsk) поставлять продукцию с Олекминского, Кимкано-Сутарского и Гаринского ГОКов и Дальневосточного металлургического комбината в Азию.

Мост подорожал

Амурская область переоценила стоимость коммуникации двух стран. Согласно подписанному протоколу цена двухполосного автомобильного моста Благовещенск – Хэйхэ длиной в 1 км (и еще 11 км подъездных путей) выросла с 8,2 млрд до 16 млрд руб. Федеральные средства не потребуются, заявил «Интерфаксу» врио губернатора Амурской области Александр Козлов.

Мост строят второй год, но пока только китайцы свою часть (1,9 км). В августе China Railways заявила, что завершит работы к ноябрю, на российской стороне работы до сих пор не начаты. Бюджет российской части оценивался примерно в 10 млрд руб. Правительство поручало Минтрансу к началу мая принять меры для запуска строительства. Вице-премьер Юрий Трутнев говорил, что строительство начнется в 2015 г. и займет год-полтора.

Отвечает за российские 300 м моста, станцию и подъездные пути ООО «Рубикон», которое принадлежит РФПИ, Фонду развития Дальнего Востока («дочки» ВЭБа) и China Investment Corporation. Срок окупаемости – более семи лет, отмечал в августе Дмитриев. На каких условиях «Шелковый путь» войдет в проект, в РФПИ и Фонде Дальнего Востока уточнить не смогли. China Railways и подрядчик «Железнодорожная компания Тунцзян» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Обычно китайцы работают на условиях связанных кредитов или предоставляя проектное финансирование, но в любом случае требуют нанимать китайских же подрядчиков, рассуждает Александр Габуев из Московского центра Карнеги. Когда привлекаются китайские инвесторы, речь идет не только о деньгах, это, по сути, подряд, согласен президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев, теперь РФПИ и Фонд Дальнего Востока могут выйти из проекта моста, сделав его не китайско-российским, а китайско-китайским. Конечно, лучше, если бы справились сами, но раз уж сами не можем – видимо, лучше отдать, чем ждать, когда появятся деньги и опыт, замечает Габуев.