Импортеры будут платить разные штрафы за авансы

Минфин и правительство подготовили поправку в КоАП, смягчающую наказание за задержку возврата предоплаты на импорт
Минфин предлагает сохранить прежнее наказание за первое нарушение и изменить за второе – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ (8,25%) от суммы платежа за каждый день просрочки/ М. Стулов/ Ведомости

Комиссия по законопроектной деятельности правительства поддержала законопроект Минфина, который хочет ввести разную ответственность для импортеров за валютные нарушения при авансировании платежа. Сейчас и за невозврат платежа в счет непоставленных товаров и услуг, и за его возврат с задержкой в КоАПе установлено единое наказание – 75–100% этой суммы. Минфин предлагает сохранить прежнее наказание за первое нарушение и изменить за второе – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ (8,25%) от суммы платежа за каждый день просрочки.

Не возвращен аванс или же просто задержан из-за проблем поставщика, определяется по итогам расследования, например изучается переписка компаний, говорила ранее член координационного совета по оптимизации внешнеторговых грузов при комитете по транспорту Госдумы Марина Лякишева.

Made in USSR

В конце 1980-х гг., во время перестройки, когда компаниям разрешили внешнеторговые операции, государство ввело обязательство резервировать 100% суммы сделки в рублях, которые списывались при невозврате или непоставке, вспоминает Парфенов.

Прессинговать компании за неисполнение требований по репатриации активно стали после создания Росфинмониторинга в 2004 г. (его предшественник – Комитет по финансовому мониторингу), вспоминает руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. Эта поправка снимает существующий парадокс, говорит она: сейчас любой импортер, столкнувшийся с нарушением контракта – задержкой поставки или возврата предоплаты, – вынужден сразу же подавать в суд на покупателя и требовать вернуть деньги. Иначе ему грозит штраф на полную сумму предоплаты, отмечает она, хотя законодательство не ограничивает сроки ее возврата. Бывают разные ситуации, препятствующие своевременному исполнению контракта, в том числе курсовые скачки, отмечает Баландина, но доказать в судах незначительность срыва сроков удается лишь в одном из 50 случаев. Иногда не помогает даже переписка и предупреждение поставщика о задержке, если оно не оформлено дополнительным соглашением, рассказывает Баландина. Обычно до арбитражных судов дело не доходит, говорила Лякишева: если штраф накладывается, то компаниям проще заплатить его, чем тратить средства на судебные споры.

В Росфинмониторинге вчера не смогли уточнить, сколько нарушений по репатриации предоплаты и на какую сумму служба выявила за последние годы. По оценкам Баландиной, до 85–90% нарушений связаны с наказанием за несвоевременное составление паспорта сделки, непредставление данных в банк, т. е. за формальные нарушения по срокам, установленным в инструкциях Центробанком (о сроках и документах по отчетности по валютным сделкам). По мнению президента Клуба банковских бухгалтеров Кирилла Парфенова, если цель вывода средств криминальная, предотвратить вывод средств постфактум практически невозможно – обычно уже сложно кого-то найти в таких компаниях после платежа.