Правительство подыщет для крупного бизнеса обязательных поставщиков – среди малого бизнеса

Квоты на закупки у малого бизнеса могут быть распространены и на частные компании
Малому бизнесу подыщут крупных заказчиков/ Е. Разумный/ Ведомости

Нужно обязать крупные компании, не только государственные, но и частные, отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, поправки уже разработаны и обсуждаются. Тогда среда для развития предпринимательства будет иной – даже в условиях дорогих или недоступных банковских кредитов, считает Шувалов.

Поправки разрабатываются совместно Шуваловым и ФАС, это часть антикризисного законопроекта, знает федеральный чиновник: «Чем отличаются «Норникель», «Еврохим», «Лукойл» от, скажем, РЖД?» Поправки будут касаться любой компании, которая соответствует определенным критериям, уточняет представитель секретариата Шувалова. Учитывается мировая практика, например, в США компании, после того как их активы достигнут определенного размера, обязаны закупать не менее 23% товаров и услуг у малого бизнеса, говорит он.

Госкомпании уже обязаны отдавать 18% (в этом году 9%) заказа малому и среднему бизнесу, только его представители должны участвовать в торгах за 10% заказа. В расчеты не входят некоторые закупки, например энергоносителей (и услуг по их добыче, хранению, отгрузке, переработке), недвижимости, труб большого диаметра, финансовых услуг, водо- и газоснабжение.

В первой половине 2015 г. госкомпании закупили у малого и среднего бизнеса на 475,7 млрд руб. – 5,7% от общей суммы заказов, говорится в мониторинге Минэкономразвития. Только обязательные закупки госкомпаний увеличат сектор малого и среднего бизнеса на 7 трлн руб., говорит замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по доступу малого бизнеса к закупкам Юрий Данилов.

На совещании у Шувалова с ФАС и представителями бизнеса будут обсуждаться параметры законопроекта – какие частные компании будут обязаны закупать у малого и среднего бизнеса, доля таких закупок. Есть товары и работы, которые малые и средние предприниматели не могут поставить или они будут ненадлежащего качества, говорит представитель Шувалова, также обсуждаются санкции за нарушение будущего закона.

Доля сектора

На малых и средних предпринимателей приходится 21% ВВП, их выручка составляет 38 трлн руб., говорится в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития до 2030 г. Цель – увеличить долю до 40%, выручку до 110 трлн руб. к 2030 г.

В Минэкономразвития проект не поступал, сообщил его представитель. Непонятно, как малый и средний бизнес сможет обеспечить потребности всех крупных российских компаний, как их стимулировать, задается вопросом федеральный чиновник.

Не поддерживает идею омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Сергей Габестро. Как только у компании появится обязанность закупать у малого и среднего бизнеса, она подпадет под дополнительное регулирование со стороны ФАС, а любой контроль опасен для свободы ведения бизнеса и ведет к росту коррупции и снижению инвестиционной привлекательности экономики, говорит Габестро. Поддержка малого бизнеса – это и есть поддержка конкуренции, замечает представитель Шувалова, у крупных компаний большие возможности, а малый бизнес всегда нуждается в поддержке, в частности и в такой.

Многие опрошенные представители бизнеса удивлены инициативе. Доля закупок у малого и среднего бизнеса для подразделения производственной площадки ЧерМК в Вологодской области (основного актива «Северстали») сегодня составляет порядка 15%, сообщил представитель «Северстали». Все закупается на тендерах, комиссия выбирает лучшее, говорит сотрудник частной горно-металлургической компании: если крупный поставщик, например, канцелярских принадлежностей предложит солидные скидки, выберут его, а не мелкую фирму, которая скидок предоставить не может. Поставщиков выбирают на тендерах, один из главных критериев – соотношение цена/качество, говорит и представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева: «Мы открыты к сотрудничеству со всеми видами бизнеса, как малым, так и средним». «Если государство хочет, то оно, как акционер, может менять стратегию закупок подконтрольных ему активов как угодно. Мы же не можем рисковать показателями промышленной безопасности и эффективности», – критикует топ-менеджер крупной металлургической компании.

Это бред, говорит сотрудник телекоммуникационной частной компании, пусть власти сначала наладят соблюдение квот госкомпаниями. По данным «Опоры России», сейчас в закупках государства и госкомпаний участвует около 24% субъектов малого и среднего бизнеса. Но только 30% из них считают, что отбор поставщиков производится честно. Государство должно снимать барьеры, а не придумывать их и стимулировать рост издержек бизнеса, заключает менеджер телекоммуникационной компании.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой, Олег Сальманов, Елизавета Базанова