Бизнес просит на год обнулить платеж за проезд тяжелых грузовиков

Иначе ускорится инфляция, предупреждают производители потребительских товаров
Авторы письма просят на год ввести нулевой сбор, а после 15 ноября 2016 г. постепенно увеличивать тариф до 1 января 2019 г./ С. Портер/ Ведомости

Введение платы за проезд грузовиков массой более 12 т по федеральным трассам увеличит себестоимость грузоперевозок на 15–20%, жалуются производители потребительских товаров премьеру Дмитрию Медведеву, это ускорит инфляцию на 2 п. п. (прогноз ЦБ на 2016 г. – 5,5–6,5%). В числе обратившихся (копия письма есть у «Ведомостей») «Русбренд», «Акорт», Руспродсоюз, Союзмолоко, союзы мороженщиков, предприятий молочной отрасли, кондитерской, производителей безалкогольных напитков и т. д.

Плата должна взиматься с 15 ноября. Весной был утвержден тариф в 3,73 руб./км. Тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд руб., они должны были уйти в дорожный фонд, а также на оплату услуг концессионера – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, по 10,6 млрд в год). Единственным исполнителем компанию (в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю) назначил Медведев. В июне на совещании у премьера по неналоговым платежам было решено пересмотреть тариф, обсуждаются цифры от 3,63 до 3,06 руб.

Без предварительного тестового режима запуск системы сбора платежей может привести к коллапсу перевозок, переживают авторы письма. С учетом НДС тариф составит уже не 3,73 руб., а более 4 руб., отмечает председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин. Платить придется перед рейсом, если машина проходит 20 000 км в месяц, плата до получения денег от грузоотправителя составит около 70 000 руб., или более 800 000 руб. в год, подсчитал он. По его оценкам, себестоимость перевозок вырастет на 20%. Оценка гендиректора «Лартранса» Александра Ларионова – минимум 15%, чтобы не было такого роста, тариф не должен превышать 1 руб. Иначе перевозчиков ждет банкротство, а автопарк – старение, продолжает он, себестоимость перевозки практически сравнялась с рентабельностью. Корову можно доить бесконечно, но нельзя от нее постоянно получать мясо, небольшие перевозчики (30–40 машин) уже вынуждены уходить с рынка, резюмирует Матягин, из-за сбора перевозчики пересядут на грузовики меньшей грузоподъемности, грузоотправители уйдут к нелегальным перевозчикам, а государство денег все равно не увидит. Затраты PepsiCo на логистику возрастут минимум на 10%, это отразится на себестоимости продукции, в первую очередь социально значимых молочных продуктов с низкой стоимостью, говорит представитель компании.

Авторы письма просят на год ввести нулевой сбор, а после 15 ноября 2016 г. постепенно увеличивать тариф до 1 января 2019 г. Письмо получено и будет рассмотрено, говорит представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича.

Мораторий на год ударит по бюджету 2016 г. и не отменяет обязанности государства рассчитываться с концессионером, отмечает представитель Росавтодора, первый счет ляжет на стол в начале 2016 г. Обнуление тарифа обнулит и планы дорожников, которые планировали отправить не менее 40 млрд руб. в год на строительство, ремонт и содержание дорог, подчеркивает он. В РТИТС письмо не комментируют. По федеральным трассам 12-тонники перевозят лишь 3,8% потребительских товаров, остальное – по региональным дорогам или менее габаритным транспортом, считают в Росавтодоре. Рост себестоимости таких перевозок не повлияет на инфляцию, говорил ранее «Дорожному радио» начальник ФКУ «Дороги России» Росавтодора Иван Григорович. Инфляционные последствия будут, но подсчитать их пока сложно, отмечает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.