Статья опубликована в № 3940 от 16.10.2015 под заголовком: Ни засудить, ни штрафовать

Счетная палата: таможенники проигрывают в судах и плохо взыскивают штрафы

В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад с оценкой работы ФТС
  • Елизавета Базанова

В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад Счетной палаты с оценкой работы Федеральной таможенной службы (ФТС). С 2013 г. по II квартал 2015 г. ФТС было проведено более 14 000 проверок и доначислено 15,9 млрд руб., но взыскать ФТС смогла только 7,4 млрд.

С 2013 г. число исков к ФТС выросло в 3,2 раза (см. график), с 270 до 1776 в 2014 г. Таможенникам удалось выиграть лишь 62% дел в прошлом году. Чаще таможня выступает в качестве ответчика, замечает партнер адвокатского бюро А2 Наталья Рясина. Для импортеров большая проблема – доначисление платежей из-за корректировки таможенной стоимости и изменения классификации товаров, объясняет партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. За первое полугодие 2015 г. таможенники проиграли 75% инициированных импортерами споров, приводит он данные Верховного суда.

ФТС тоже стала чаще обращаться в суд, но значительное число дел проигрывает, говорится в докладе Счетной палаты. Как правило, таможенники пытаются уговорить импортеров не обращаться в суд, рассказывает Панич, или возбуждают уголовное дело и предлагают признать вину и перечислить таможенные платежи. Самый проблемный регион – Дальний Восток, там больше всего проигранных судебных дел, признает сотрудник ФТС, служба активно борется с этой проблемой. Представитель ФТС не смог предоставить комментарии.

Еще одна проблема – не удается взыскивать штрафы. В 2013–2014 гг. было получено 15% штрафов. Задолженность по таможенным платежам ежегодно растет, указывает Счетная палата. Дела долго рассматривает Федеральная служба судебных приставов (ФССП), пишут аудиторы. По данным ФТС, в 2014 г. – I квартале 2015 г. из 844 постановлений на 211,8 млн руб. ФССП было исполнено только 7% на 1,5 млн. Пока решение исполняется, должники либо банкротятся, либо ликвидируются.

Затягиваются и камеральные проверки ФТС. По закону они должны длиться не больше двух месяцев за вычетом времени, которое было потрачено на получение запросов. По делу в отношении ООО «Айсберг» проверка шла с февраля 2011 г. по май 2014 г., пишет Счетная палата. За это время компания прекратила свое существование, присоединившись к ООО «Прииск», которое в свою очередь присоединилось к компании «Принцип», а та в августе 2014 г. была ликвидирована. Проверка в отношении ООО «Скинтранс» также была затянута – она шла с февраля 2013 г. по май 2014 г. За это время, по данным «СПАРК-Интерфакса», компания прекратила свою деятельность.

В последнее время число проверок ФТС выросло, говорит Панич, но во многих случаях проверки либо поверхностные, либо таможенники полностью игнорируют документы и доводы импортеров. В итоге проблемы возникают у самих таможенных органов, когда импортеры обращаются в суд, продолжает он, что подтверждается судебной статистикой. Большая часть таких проверок профилактическая, указывает Счетная палата, их должно быть меньше, нагрузка на таможенные органы и так большая.