Госкомпании пожаловались на правила закупок

Нужно не закон ужесточать, а повышать эффективность госкомпаний и продавать их, советуют эксперты
Государство напугало госкомпании будущими правилами закупок/ Е. Разумный/ Ведомости

Ужесточая правила закупок госкомпаний, нужно думать и о цене этого ужесточения для заказчиков, призвал чиновников директор по закупкам «Ростелекома» Алексей Пономарев на организованной «Ведомостями» конференции «Антимонопольное регулирование». Каждая жалоба и, как следствие, приостановка закупки бьют по карману компаний и государства как акционера, напомнил директор по закупкам Сбербанка Дмитрий Андреев.

Идеального закона не сделать, считает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин (член совета директоров, в частности, «Роснефти»): частные компании оценивают контрагента со всех сторон – это не формализовать. Эффективность компании можно повысить единственным способом – заинтересовать менеджмент и совет директоров, говорит Вьюгин, для этого нужна абсолютно прозрачная отчетность, вознаграждение, четко привязанное к KPI, в том числе менеджеров по закупкам. Нужно не законодательство и надзор ужесточать, а поставить госкомпании в конкурентные условия и тогда они будут вынуждены повышать собственную эффективность, советует Владимир Тихомиров из БКС.

Под действие закона о закупках (223-ФЗ) попали разные компании, а требования к ним предъявляются общие, без учета их специфики, отметил директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов, инфраструктурные компании, например, обязаны соблюдать требования к безопасности. Доля малого и среднего бизнеса в заказе всех «Россетей» – 25–30%, но их «дочка» – Федеральная сетевая компания не может выполнить даже обязательную квоту в 18% (см. врез), говорит Зафесов.

«Ростелеком» – монополист в междугородной и местной фиксированной телефонной связи, но эти сферы убыточны, рассказал Пономарев. Компенсировать потери «Ростелеком» пытается на конкурентном рынке широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и проч. Но закупочная система компании чуть более громоздка, чем у конкурентов, сказал Пономарев, у государственных иностранных компаний – например, у Deutsche Telecom, British Telecom – меньше ограничений по закупкам.

Малая доля

Госкомпании уже обязаны отдавать 18% (в этом году 9%) заказа малому и среднему бизнесу, только его представители должны участвовать в торгах за 10% заказа. В расчеты не входят некоторые закупки, например энергоносителей, недвижимости, труб большого диаметра, финансовых услуг, водо- и газоснабжения. В первой половине 2015 г. госкомпании закупили у малого и среднего бизнеса на 475,7 млрд руб. – 5,7% от общей суммы заказов, говорится в мониторинге Минэкономразвития.

«Я, как госчиновник, побаиваюсь фразы «индивидуальный подход», – ответил на упреки замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский. У ФАС просто нет времени разговаривать с каждым заказчиком отдельно, сказала начальник управления ФАС Татьяна Демидова.

Правительство пытается повысить эффективность закупок госкомпаний, чтобы снизить их издержки, ограничить рост тарифов, повысить бюджетные доходы от них и снизить расходы на них. По 223-ФЗ закупают более 77 000 организаций, с начала 2015 г. – на 14 трлн руб., за весь 2014 год – на 17,8 трлн (данные сайта zakupki.gov.ru). Топ-5 крупнейших заказчиков за три квартала 2015 г. приобрели на 9,8 трлн руб. (данные Минэкономразвития).

Минэкономразвития поручено подготовить поправки ко второму чтению законопроекта, которые дополнительно ограничат свободу закупок госкомпаний, госкорпораций, естественных монополий, унитарных предприятий. Обсуждается полный переход на закупки в электронном виде, сокращение электронных торговых площадок до трех-пяти, закрытый перечень разрешенных процедур. Расчетов, как именно эти ужесточения скажутся на эффективности компаний, нет, отмечает эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

Список компаний, закупки которых регулируются законом, пересматривать не планируется, отмечает представитель Минэкономразвития. Снижать требования к закупкам госкомпаний не нужно, настаивает чиновник Минэкономразвития, надо меньше воровать. Поставщики жалуются, что нельзя получить контракт без отката, а потом, выполнив его, нельзя без отката получить расчет, говорит он.

Самым красивым способом повышения эффективности госкомпаний в целом, в том числе их закупок, была бы приватизация, говорит Сухадольский, тогда главным стал бы конечный результат – качество продукции и услуг. Но сейчас проводить приватизацию сложно, власти опасаются, что она будет воспринята как разбазаривание имущества, замечает Тихомиров.