«Столыпинский клуб» разработал программу стимулирования экономики

Целевая эмиссия, снижение налогов, валютные ограничения, «электронный госплан» помогут экономике расти на 10% в год
«Столыпинский клуб», возглавляемый бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, разработал программу роста экономики: целевая эмиссия, снижение налогов, протекционизм/ М. Стулов/ Ведомости

Реализация программы «Эко­номика роста» – единственный шанс для России не остаться на мировых задворках, считают авторы доклада «Столыпинского клуба» (есть у «Ведомостей»). Они предлагают альтернативу сложившейся в России «псевдорыночной» модели развития – «настоящую рыночную» модель, которая позволит экономике расти до 10% за год.

«Столыпинский клуб» – экспертная площадка, сформированная по инициативе в том числе «Деловой России» и характеризующая своих участников как «рыночников-реалистов». Рыночный реализм выражается в позиции, что ориентиром денежно-кредитной политики, нацеленной на поддержку экономического роста, должно стать не снижение инфляции, а увеличение денежной массы путем целевой эмиссии для дешевого кредитования реального сектора. Наиболее последовательно эти взгляды отстаивает член президиума «Столыпинского клуба», советник президента Сергей Глазьев. Он один из основных авторов доклада, который сегодня будет представлен на заседании клуба, рассказал представитель Титова. Титов уточнил «Ведомостям», что клуб должен утвердить финальный вариант, который затем будет предложен правительству в качестве экономической основы стратегии долгосрочного развития: «Наш взгляд – это взгляд рыночников-либералов, но при этом прагматиков».

Искусственно высокая ставка ЦБ и сдерживание бюджетных расходов на развитие негативно сказались на экономике и иссушили денежную массу, пишут авторы доклада, и теперь в экономике доминируют сырьевые и финансовые олигополии, снижается конкуренция, сокращается частный сектор. Негатива добавляет свобода валютного регулирования, из-за чего на рынке присутствует в основном спекулятивный капитал. Программа «Экономика роста» предлагает перейти от «видимости макростабилизации» к системному стимулированию экономического роста.

Для этого предлагается сформировать новые госструктуры – институты развития, а действующие – капитализировать за счет выкупа их обязательств Центробанком. Чтобы текущее не мешало стратегическому, управление ими надо разделить: для стратегического управления – создать центр с особыми полномочиями, подчиняющийся непосредственно президенту. Это позволит ускорить принятие решений. Для поддержки реформ потребуется также система планирования основных индикаторов (производства, потребления и необходимых ресурсов).

ЦБ необходимо вместо «мнимого таргетирования инфляции» перейти к таргетированию ВВП: его рост сам по себе приведет к снижению инфляции, а рост ВВП будет обеспечен за счет целевого эмиссионного кредитования предприятий по ставке 4–5% на инвестиционные цели. Если эмиссия будет направлена не на поддержку потребления, а на стимулирование малого бизнеса или импортозамещение, то это никак не повлияет на инфляцию, обновляют авторы базовые законы экономики, а если кредитовать под залог проектных облигаций – то эти деньги не попадут на валютный рынок, обнаруживают они новые причинно-следственные связи: чиновники проконтролируют.

Для климата

Снижение административной нагрузки на бизнес, повышение независимости судов, сокращение избыточных госфункций и числа надзирающих ведомств.

Валютному рынку необходимы ограничения: для компаний – налог на покупку валюты, за исключением импортеров; для банков – жесткий лимит вплоть до обнуления на открытую валютную позицию; для населения – вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов. «Тогда надо вообще запрещать валюту: любое ограничение вызовет панику, люди вынесут все вклады, не только валютные», – замечает финансист, знакомый с опасениями крупных банков.

Следующий пункт – «ударный пакет налоговых льгот» по НДС, налогу на прибыль, страховым платежам: их предлагается упразднить и вернуть ЕСН, ставку которого можно снизить, если отказаться от накопительной части пенсии (6 п. п. тарифа из 30%). Между тем текущий мораторий на платежи в накопительную часть вызван как раз недофинансированием пенсионной системы, как объяснил президент Владимир Путин на форуме «ВТБ капитала», т. е. текущего тарифа недостаточно для выплаты пенсий. В дополнение к налоговой реформе нужна реформа таможенных тарифов по образцу «Толкового тарифа» Дмитрия Менделеева: 120 лет назад дифференцированный протекционизм поддержал переход аграрной России к индустриализации. Механизмами ВТО также нужно пользоваться для защиты внутреннего рынка, считают авторы.

Бюджету необходимо поддерживать умеренный дефицит, финансируя расходы на развитие займами на внутреннем и внешнем рынках «путем размещения обязательств инфраструктурных и промышленных компаний». При этом совокупный внешний долг (государства и бизнеса) не должен превышать 30% ВВП, указывают авторы (32,3% ВВП – на начало 2015 г.).

Пакет предложений по улучшению инвестиционного климата альтернатив не содержит (см.врез).

Меры будут работать только в комплексе, говорится в докладе.

ЦБ в случае целевой эмиссии должен оценивать предприятия и проекты, брать на себя инвестиционные риски, в нормальной экономике это делают коммерческие банки, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в конечном счете потеряет само правительство. Все это попытки решить проблемы мелких и средних предприятий за счет отхода от принципов рыночной модели экономики, заключает он.