Россия борется за госзаказ соседей

Пока доступ российских поставщиков к госзакупкам в Евразийском экономическом союзе ограничен
Минэкономразвития в начале ноября направило ноты министерству торговли Белоруссии и министерствам финансов Казахстана и Армении/ С. Портер/ Ведомости

Минэкономразвития в начале ноября направило ноты министерству торговли Белоруссии и министерствам финансов Казахстана и Армении (копия есть у «Ведомостей»). По договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) доступ к госзаказу должен быть одинаковым для всех компаний его членов – таким же, как и для национальных. Но это требование не выполняется, пишет Минэкономразвития.

Например, Казахстан утвердил список из 245 видов товаров, которые могут закупаться только у казахстанских производителей, говорится в ноте. Есть также база потенциальных казахстанских поставщиков. Основная проблема с Казахстаном – отсутствие взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП), говорит начальник отдела госзакупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко: чтобы получить доступ к госзаказу, российская компания должна открыть в Казахстане представительство и получить казахскую подпись. В белорусских же торгах можно участвовать не выходя из дома, добавляет он.

В Армении извещения и документацию закупок не переводят на русский – официальный язык Таможенного союза, следует из ноты. В Белоруссии проблемы с подтверждением страны происхождения работ и услуг: международный сертификат принимается только для поставщиков товаров.

Взаимный доступ

Российские компании в 2012–2014 гг. получили около 1900 госконтрактов в Белоруссии на 12 млрд руб., приводит Савченко экспертные оценки. Белорусские компании заключили около 500 госконтрактов с Россией на 460 млн руб. С Казахстаном у российских компаний около 120 контрактов на 33 млн руб.

Ответа на ноты пока нет, подтверждает представитель Минэкономразвития. Комментарии иностранных министерств получить не удалось. Ноты еще не видел, сказал чиновник минторга Белоруссии.

В большинстве российских законодательных актов о госзакупках поставщики из стран ЕАЭС имеют такие же права, как и российские. Например, в постановлении правительства о госзакупке товаров легкой промышленности (791-е постановление) все еще нет Армении и Киргизии.

У партнеров есть встречные претензии к России, говорит Савченко, одна из невыполненных договоренностей – перевод госзаказа в электронную форму. Это сделано в Казахстане, а российские госзаказчики должны полностью перейти на закупки в электронном виде с 1 июля 2016 г., если будет принят соответствующий проект поправок. В феврале он прошел только первое чтение в Госдуме.

Белоруссия просит решить проблему с банковскими гарантиями: белорусские банки не могут попасть в реестр, предусмотренный законом о госзакупках, говорит Савченко.

Госзакупки в других странах ЕАЭС на порядок меньше (см. график), чем в России. В Белоруссии на одних и тех же электронных площадках закупают госзаказчики и госкомпании, поэтому Россия с помощью механизма взаимного признания ЭЦП получила более широкий доступ, чем предоставила сама, замечает Савченко.

Ограничение доступа к госзаказу – обычная практика, поскольку это мощный инструмент поддержки национальных производителей, говорит завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. Пока есть только один пример полного взаимного доступа к госзаказу – Евросоюз, в ЕАЭС еще все только на бумаге, замечает он.