ФНС хочет проверять банки

Налоговикам нужно знать о движении средств по счетам для борьбы со схемами неуплаты НДС
Разработка Михаила Мишустина пригодится председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной/ Photoxpress

Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет расширить функционал системы АСК-НДС-2. Сейчас с ее помощью налоговики отслеживают все цепочки создания добавленной стоимости и, соответственно, уплаты НДС. Теперь ФНС хочет видеть данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Такая идея сейчас обсуждается ФНС и ЦБ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «Вопрос в стадии обсуждения», – подтвердил представитель ЦБ, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель ФНС не ответила на запрос «Ведомостей».

АСК-НДС-2 эксплуатируется с этого года. Она позволила перейти от выборочного контроля к тотальному: налоговики создали карту всех транзакций в экономике и видят любую неуплату НДС. Раньше компания подавала на возмещение и налоговая проверяла, уплатили ли ее контрагенты НДС, в «ручном» режиме. Теперь налогоплательщики ежеквартально вместе с декларацией по НДС сдают сведения из книг покупок и продаж. Это сеть, которой можно охватить всех неплательщиков, – теперь в нее попадут и банки-транзитеры, объясняет налоговый юрист крупной компании.

Идея интересная, хотя непонятна реализация, осторожен чиновник Минфина. Чиновник, близкий к ФНС, утверждает, что технически реализовать ее будет несложно, хотя нужны изменения: сейчас в АСК-НДС-2 есть данные о счетах компаний, но не о движении по ним. Есть два способа получения этих данных. Либо от банков – тогда это дополнительная административная нагрузка на них. Либо объединив базы ФНС, ЦБ и Росфинмониторинга, у которых частично есть эти сведения, но тогда придется решать вопросы банковской и налоговой тайны, рассуждает чиновник. «Это новая степень открытости банков», – предупреждает чиновник Минфина.

Бюджет пополняется

В бюджете тяжелая ситуация, а улучшение администрирования – самый безобидный способ пополнения казны по сравнению со всеми другими мерами. АСК-НДС-2 уже начала приносить дополнительные доходы. Всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд руб., около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн руб.), рассказывал недавно руководитель ФНС Михаил Мишустин.

Сейчас банки обязаны по требованию налоговой предоставлять справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах тех компаний, которые проходят налоговую проверку. Если все эти данные банки будут автоматически загружать в ФНС, то система впоследствии сможет не только фиксировать несоответствия и проколы в цепочках, но и идентифицировать банки, в которых чаще всего открываются счета «проблемных контрагентов», ожидает юрист «Щекин и партнеры» Олег Ельченко. Сотрудничество ФНС и ЦБ, на его взгляд, логично: в практике применения концепции необоснованной налоговой выгоды один из наиболее распространенных аргументов – указание на транзитный характер движения денежных средств по счетам спорного контрагента в банке.

ФНС давно уже подбирается к банкам: именно благодаря им и функционируют НДС-схемы. Если решить проблему, удастся избавиться от раковой опухоли экономики – однодневок, говорил чиновник ФНС.

ЦБ тоже все последние годы постоянно повышал требования к банкам. Закон о противодействии отмыванию и терроризму обязал их проверять бенефициаров клиентов и цель операций. «После того как банки поняли степень ответственности – не только пожурят, но и отнимут лицензию, – они сами заинтересованы в доскональной проверке», – говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Другое дело, продолжает Матовников, что банк при всем желании иногда не может проверить однодневку. Успех схем в том, что деятельность компании разорвана между разными банками, счета сразу в нескольких для разных операций – ни один банк не может увидеть всю картину, объясняет Матовников. Теперь же появляется общая система. Теоретически банки сами заинтересованы в том, чтобы минимизировать риски сомнительных операций, добавляет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Чиновники уже давно думают, как начать активнее использовать знания банков для выявления налоговых схем, но сложно оценить, потянут ли это банки, – расходы на комплайенс с каждым годом увеличиваются, предупреждает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Есть риск, что повышенный контроль оплатят банки, беспокоится партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: издержки могут быть несопоставимы, система перегружена – лучшее враг хорошего. Надо проработать много деталей, предупреждает Щекин: «Счета в банках могут меняться, у компании их может быть сотня, как все эти данные загружать в систему? И на ком будет бремя предоставления данных в систему об оплате счета-фактуры – на компаниях или банках?» На банки все больше перекладывают функции финансовой полиции, согласен Парфенов, и это повышает их риски: «Вызовут и спросят: почему не знаешь своего клиента?».