В России начала действовать система взимания платы с тяжелых грузовиков

Перевозчики жалуются на коллапс, а чиновники уже думают, как смягчить удар для бизнеса
Крупные транспортные компании успели подключиться к «Платону», все остальные – нет/ А. Махонин/ Ведомости

«Сегодня происходит коллапс», – описал запуск системы взимания платы с грузовиков (массой более 12 т) председатель правления Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Лядусов. Активация маршрутных карт началась только в воскресенье, а деньги, перечисленные оператору системы «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), не поступили на расчетный счет, жалуется он. «Сайт системы завис, терминал в офисе оператора – тоже, до колл-центра не дозвониться, при этом на Северном объезде вокруг Новосибирска уже стоит мобильный комплекс – видимо, фиксирует нарушителей», – цитирует слова Лядусова «Интерфакс».

В понедельник утром на систему «Платон» была произведена массированная хакерская атака, к обеду она заработала в штатном режиме, объясняет представитель РТИТС. У тех, кто заранее зарегистрировался, проблем не возникает.

В Татарстане бортовыми устройствами оснащено примерно 30% парка тяжелых грузовиков, сообщил «Интерфаксу» президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леонид Штейнберг. Перевозчики в Тюмени приостановили работу до 20 ноября. А в ночь на субботу был подожжен один из офисов РТИТС в Тольятти.

Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов

В системе зарегистрировано более полумиллиона автомобилей (данные РТИТС). Всего же в России примерно 2 млн грузовиков массой более 12 т, принадлежащих российским лицам, около 400 000 – иностранным.

Вряд ли такая система будет работать с самого начала бесперебойно, предупреждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. Тем не менее крупные производители с явными проблемами не столкнулись. «Пока проблем нет», – замечает представитель Mars. Собственный автопарк ритейлера «Дикси» подключен к системе «Платон», говорит директор по внешним связям Екатерина Кумарина. Но компания ведет переговоры с РТИТС и пытается снять технические и бюрократические вопросы, «что позволило бы говорить о полноценном функционировании системы». У X5 Retail примерно 70% парка – собственные грузовики, они успели подключиться к системе, говорит представитель ритейлера. А вот партнеры и поставщики предупреждают о повышенных рисках нарушения графика поставок. О возможных затруднениях у перевозчиков и нарушении графика поставок предупредил партнеров работающий в России транснациональный производитель продуктов питания. Компания рассматривает даже возможность обеспечить ключевых партнеров-перевозчиков бортовыми устройствами, сказал ее сотрудник.

У сетевого ритейла действительно серьезных проблем нет, большая часть его парка оборудована необходимым оборудованием, подтверждает Ломакин-Румянцев. Проблемы есть у внешних перевозчиков.

Добавка к ценам

Вклад сбора в инфляцию составит не более 0,1 п. п. в 2015 г. и 0,1 п. п. в 2016 г., оценивает ЦБ. «Вклад в инфляцию будет минимальным и вряд ли превысит 0,1 п. п.», – согласен замминистра финансов Максим Орешкин.

За воскресенье – в первый день работы – «Платон» собрал более 35 млн руб. Если система будет собирать деньги такими же темпами, средств вполне хватит на платеж РТИТС (в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю), который должен ежегодно получать 10,6 млрд руб. за свои услуги.

О том, что тариф в 3,73 руб. превратит жизнь перевозчиков «в борьбу за выживание», обернется «транспортным коллапсом», «гиперинфляцией и народными волнениями», премьер-министра Дмитрия Медведева предупреждали не менее шести раз более 70 ассоциаций и союзов транспортников, ритейлеров, производителей и строителей. На прошлой неделе правительство пошло навстречу бизнесу, снизив тариф: вместо 3,73 руб. за 1 км пути перевозчики с 15 ноября будут платить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 г. – 3,06 руб. до конца декабря 2018 г. А 11 ноября первый замминистра транспорта Евгений Дитрих сообщил, что штрафы за неоплаченный проезд будут взиматься только в Московской области, в остальных регионах – с мая 2016 г.

Министерства и депутаты готовы и дальше помогать бизнесу. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев допустил, что может быть продлен срок действия пониженной ставки. Минсельхоз прорабатывает идею освободить от уплаты сбора транспорт сельхозпроизводителей и специализированные автомобили, такие как молоковозы и скотовозы.

Снять часть претензий к системе может законопроект, который обсуждался у вице-премьера Аркадия Дворковича и вчера был внесен в Госдуму председателем комитета по транспорту Евгением Москвичевым и двумя его заместителями. Он разрешает платить за поездку после окончания маршрута, вводит единый штраф для водителей, собственников и юрлиц (10 000 руб. против 5000 руб. сейчас для водителей, от 40 000 руб. – для предпринимателей и от 450 000 руб. – для юрлиц). Кроме того, проект позволяет «Платону» выписывать штрафы лишь в Московской области, пока по всей стране не будет запущена 481 стационарная контрольная рамка для фиксации нарушений.