Минфин ужесточает контроль за инвестированием ФНБ

Компаниям, не успевшим в срок потратить деньги, придется их вернуть
Минфин опубликовал для обсуждения проект поправок в правила инвестирования средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в инфраструктурные проекты/ А. Махонин/ Ведомости

Минфин опубликовал для обсуждения проект поправок в правила инвестирования средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в инфраструктурные проекты. Он касается и инвестирования средств суверенного фонда через банки – так называемого «сквозного финансирования». Министерство предлагает обязать компании указывать в паспорте инвестпроекта предельные сроки, в течение которых они должны получить и потратить деньги ФНБ.

В 2015 г. правительство утвердило список из 11 проектов, в которые может быть вложено 815 млрд руб. из ФНБ. Общий лимит на такие инвестиции – 60% фонда. Одна из схем – инвестиции в проекты через банки. ВТБ получил 100 млрд руб. на выкуп облигаций РЖД, 28,1 млрд – на два проекта РФПИ, еще 75 млрд планировалось направить на две секции ЦКАД, говорил ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев. Газпромбанк получил 38 млрд руб. в капитал второго уровня, чтобы профинансировать ЦКАД. 75 млрд руб. было выделено на «Ямал СПГ», 57,5 млрд – «Росатому» на строительство АЭС в Финляндии. По состоянию на 1 ноября, по данным Минфина, в ФНБ было 4,7 трлн руб.

Если компания сорвет эти сроки, она должна будет выкупить свои ценные бумаги – цена та же, по которой они приобретались Минфином или банком за счет средств ФНБ. Кроме того, придется «выплатить накопленный купонный доход в объеме, пропорциональном сумме не направленных на финансирование проекта средств фонда», говорится в проекте. Освободившиеся средства ФНБ могут быть направлены на другие проекты.

Закономерная поправка, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: «Если деньги выделены, но не востребованы, значит, лежат мертвым грузом и не могут быть использованы другим образом».

Отчет перед банком

Банки по проекту могут вкладывать деньги ФНБ в инфраструктурные проекты, только если эмитент обязуется письменно отчитываться о реализации проекта и размещении средств ФНБ. Если средства ФНБ для инфраструктурного проекта привлекались до принятия новых правил, то эмитент должен отчитаться, как тратил их.

В конце октября Счетная палата уже предъявляла претензии, в частности, к РЖД из-за неиспользования средств ФНБ. В 2015 г. монополия потратила всего 2,2 млрд руб. из выделенных ей 50 млрд, а процентный доход РЖД составил 2,9 млрд руб. Средства ФНБ на модернизацию железных дорог Восточного полигона РЖД получили лишь в марте, корректно подводить итоги инвестирования средств в конце отчетного периода, отмечает представитель РЖД.

Поправки являются продолжением усиления контроля со стороны Минфина за расходованием бюджетных средств. Ранее министерство уже обязало госкомпании переводить неизрасходованные остатки бюджетных средств в 2015 г. на счета Федерального казначейства не позднее 1 марта 2016 г. Также обсуждается идея обязать госкомпании поделиться процентами, которые они заработали на размещении остатков бюджетных средств на депозитах банков.