Греция не сможет выполнить план приватизации

В 2016 году доходы от нее не превысят 3 млрд евро
30 региональных аэропортов не приносят устойчивого дохода, поэтому их приватизация пока не планируется/ Yiorgos Karahalis/ Reuters

Греция вряд ли сможет выполнить план приватизации в 2016 г., заявил руководитель Фонда по управлению государственным имуществом (HRADF) Стергиос Питсиорлас (цитата по WSJ): вероятнее, мы выручим около 2 млрд евро, возможно – около 3 млрд. По условиям третьей программы помощи Греции HRADF должен привлечь 3,7 млрд евро за счет продажи активов в 2016 г. и еще 1,3 млрд – в 2017 г. Также Греция должна создать приватизационный фонд к апрелю 2016 г., в который войдут активы на 50 млрд евро.

В бюджете на 2016 г. выручка от продажи активов оценена в 1,9 млрд евро. Половина средств от приватизации пойдет на рекапитализацию банков, половина – на погашение госдолга (177% ВВП).

В 2014 г. правительству удалось продать активы на 3 млрд евро, оценивал минфин. По прошлым прогнозам МВФ, от приватизации греческих активов за 2014–2022 гг. удалось бы выручить 23 млрд евро. Приватизация (наряду с реформами и сокращением расходов бюджета) – одно из условий получения до 86 млрд евро в течение трех лет от стабилизационного фонда еврозоны.

Девять уже начатых проектов HRADF планирует завершить в первой половине 2016 г., сообщил Питсиорлас. Среди них передача в концессию 14 региональных аэропортов. По словам Питсиорласа, аэропорты будут переданы оператору франкфуртского аэропорта Fraport и его греческому партнеру в течение 10 дней. Остальные 30 аэропортов не приносят устойчивого дохода, поэтому их приватизация пока не планируется. По оценке JPMorgan, прибыль от продажи составит около 1,2 млрд евро.

Интерес к покупке греческого газораспределительного оператора DESFA выразили бельгийская Fluxys и итальянская SNAM, портом Пирей заинтересовались китайская Cosco и датская A.P.Moeller Maersk (тендер по приватизации отложен на 21 декабря). Также Греция планирует приватизировать порт Салоники, компанию Trainose (владеет ж/д инфраструктурой Греции и занимается грузовыми и пассажирскими перевозками), ремонтную компанию Rosco, долю в Афинском международном аэропорте.

50 млрд евро – нереалистичная цель, считает Диего Искаро из IHS, активы из-за рецессии обесценились почти на 30% и в ближайшие несколько лет цены на них не вырастут, покупателей будет сложно найти. «Сейчас в стране действует такая жесткая система экономии, что инвестировать в Грецию практически невозможно», – согласен Афанасиос Вамвакидис из Bank of America (цитата по Bloomberg). Греции не удастся про­дать активов на 50 млрд евро, это больше 20% ВВП страны, отмечает и еврокомиссар по вопросам экономики и монетарной политики Олли Рен (цитата по Bloomberg). Максимум, что может получить от приватизации Греция, – это 7 млрд евро, приводила мнение европейского чиновника FT.