ЦБ: продуктовое эмбарго мешает России импортировать низкую инфляцию

Внешнее инфляционное давление на экономику останется слабым
Продуктовое эмбарго мешает России воспользоваться рекордно низкими темпами роста мировых цен на продовольствие/ А. Астахова/ Ведомости

В условиях слабого спроса и невысоких темпов роста мировой экономики цены на товарных рынках остаются низкими, пишет ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике. Высокий уровень производства и запасов, низкие издержки на топливо и укрепление доллара продолжат оказывать понижательное давление на цены, указывает регулятор.

Снижение внешнего инфляционного давления позволило бы компенсировать рост инфляции и снизить ее на 0,5–1 п. п., отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: особенно при снижении цен на продовольствие. Даже если прямое влияние запрета сейчас невелико, санкции негативно сказываются на инфляционных ожиданиях и приводят к сокращению рынка, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. На большинстве рынков продовольствия внутреннего производства недостаточно, чтобы восполнить дефицит предложения, указывает и ЦБ, хотя доля российской продукции и выросла. На 10–50% уменьшилось предложение говядины, свежих и замороженных овощей, сливочного масла и рыбы, на 1–5% сократились ресурсы яблок, молочных продуктов и колбасных изделий.

В ноябре индекс цен, рассчитанный продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), снизился к октябрю на 1,6% до 156,7 пункта, что на 18% ниже, чем годом ранее. Даже несмотря на незначительный рост цен в сентябре – ноябре 2015 г., индекс продолжает оставаться на уровне шестилетних минимумов (см. график), указывает ФАО. Из-за замедления роста экономики Китая в ближайшие кварталы цены продолжат снижаться, прогнозирует ЦБ.

Внешнее инфляционное давление на российскую экономику останется слабым, пишет ЦБ, но эмбарго на импорт продовольствия мешает воспользоваться благоприятными внешними факторами. Ранее Минэкономразвития оценивало вклад продовольственного эмбарго в 1,4 п. п. из 11,4% по итогам 2014 г., в январе эффект усилился в 1,5 раза до 2–2,1 п. п.: эмбарго привело к сокращению предложения товаров, ослаблению конкуренции и разбалансированности продуктовых рынков, указывало Минэкономразвития. Продуктовое эмбарго в отношении Турции добавит инфляции в начале 2016 г. 0,2–0,4 п. п., оценивает ЦБ.