Правительство хочет контролировать цены, с которых начинаются торги

Пока манипулирование ценой – одно из главных нарушений
Государство научится анализировать рыночные цены для закупок/ А. Астахова/ Ведомости

Минэкономразвития направило в правительство доклад, в котором предложило ужесточить контроль за начальными ценами госторгов (копия есть у «Ведомостей»). Сейчас используется несколько методов (см. врез), основной – анализ рынка и расчет средней цены на те же товары.

Но в первом полугодии 2015 г. контрольные органы смогли проверить лишь каждого тридцатого заказчика и следят скорее за процедурой торгов, чем за ценой, говорится в докладе. Заказчики, пользуясь этим, часто ставят завышенные цены, в том числе для получения откатов, констатирует Минэкономразвития. А заниженные цены могут снизить качество товаров и услуг. Совокупный заказ государства и госкомпаний – 25 трлн руб. (на 11 декабря, см. график).

Как считается

Кроме метода рыночных цен для определения начальной цены можно использовать нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы.

Заказчики берут всего три ценовых предложения – с рынка или нет – и выводят из этого якобы рыночную цену, говорит управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. По его оценкам, стоимость товаров, работ, услуг при госзакупках на 10–15% выше среднерыночных. Причина завышения не только в откатах, поясняет он: у госзаказчиков нет возможности проводить полноценный анализ рынка.

От разницы начальной и контрактной цены рассчитывается и сумма, сэкономленная государством на торгах. За I–III кварталы государство, по оценкам Мин­экономразвития, снизило цены на 17%. Счетная палата говорит об экономии в 5,7% в январе – октябре 2015 г. по закупкам на федеральном уровне. Ведомства не могут объяснить разночтения.

Минэкономразвития предлагает разработать план внедрения референтных цен. Это будет возможно, когда заработает единая информационная система, говорит замминистра экономического развития Евгений Елин. С 2017 г. в ней должен появиться каталог товаров, по которому и будут устанавливаться референтные цены, продолжает Елин. Они должны определяться исходя как минимум из 10 контрактов, заключенных в конкретном округе. Цена должна включать все издержки поставщика, связанные с поставкой, а также налоги и сборы. Цены должны будут непрерывно обновляться по мере заключения новых контрактов и договоров. Впрочем, определить референтные цены всех закупок невозможно, признает Минэкономразвития: например, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационной и уникальной продукции.

На время тестового периода будет взято 100 типовых товаров и цены будут обязательны для госзаказчиков, комментирует представитель Минэкономразвития, они будут отражаться на официальном портале единой информационной системы. ФАС поддерживает введение референтных цен, отмечает представитель ФАС.

Применять референтные цены нужно будет не только госзаказчикам, уточнил Елин, но также госкомпаниям и естественным монополиям. При этом Минэкономразвития предлагает сделать соотношение рыночных и начальных цен новым критерием при оценке руководства госкомпаний и при определении тарифов естественных монополий. Пока госкомпании и естественные монополии не обязаны обосновывать начальную цену. Чтобы установить ее, используем 3–5 предложений, говорят закупщики двух госкомпаний.

Если система определения референтных цен будет грамотно спроектирована и внедрена, то она поможет сэкономить бюджетные средства, считает Вдовин. Очень сложная задача, говорит куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский: придется вручную изучать цены в интернете или обычных магазинах, делать поправку на размер партии, учитывать, с доставкой, гарантией и обслуживанием ли указана цена. Рыночные цены не будут искать в интернете, пояснил Елин: заключенный контракт – это реальная цена, а предложение в интернете – виртуальная.