Статья опубликована в № 3984 от 18.12.2015 под заголовком: Путин меняет налог на «Платон»

Идея «Платона» оказалась Путину дороже транспортного налога

Из-за отмены налога для грузовиков придется вновь менять финансирование дорожного строительства

Отменить транспортный налог для большегрузов, которые платят за проезд по федеральным трассам, президент предложил во время пресс-конференции. Он надеется, что правительство решит вопрос в начале 2016 г.

Система сбора платы с грузовиков массой больше 12 т работает с 15 ноября. Ее запуск сопровождается сбоями в работе и протестами дальнобойщиков. Они жалуются, что вынуждены платить три сбора: за проезд, транспортный налог и акцизы. Наиболее массовые протесты водителей в ноябре прошли в Дагестане, где ввод «Платона» совпал с повышением транспортного налога.

Сборы транспортного налога со всех автомобилей в 2014 г. достигли 117,5 млрд руб., на 1 декабря 2015 г. – 131 млрд, сообщил представитель ФНС. За грузовики в 2014 г. заплачено 36,1 млрд руб., за грузовики мощностью свыше 200 л. с. – 25,6 млрд, из них 13,7 млрд – физлицами и 11,9 млрд – юрлицами, подсчитали «Ведомости» на основе данных ФНС. За проезд государство намерено собрать с грузовиков в 2016 г. на 14,6 млрд руб. больше – 39,9 млрд заложены в бюджете. При этом 10,6 млрд руб. государство должно ежегодно платить оператору «Платона» – компании РТИТС (принадлежит фонду «РТ-инвест» и Игорю Ротенбергу), которая была выбрана премьером Дмитрием Медведевым без конкурса.

Снижение транспортного налога с грузовиков обсуждалось в правительстве, говорит представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича. Но поручения президента еще не было, отмечает представитель Минэкономразвития, отмена транспортного налога будет прорабатываться, последствия и выпадающие доходы пока не оценивались. Представитель Минтранса отказался от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Кроме того, Путин предложил правительству разработать для перевозчиков «недорогие», по его словам, патенты, годовые или сезонные. Это альтернатива плате за проезд, считает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина.

Отмена транспортного налога сэкономит 1% выручки – выручка с одного грузовика составляет около 6 млн руб., а налог – 50 000 руб., подсчитал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. Обычно налог платит лизингополучатель и его отмена увеличит привлекательность покупки грузового транспорта, надеется менеджер лизинговой компании одного из госбанков.

Транспортный налог идет в бюджеты регионов. И тратится на местные и региональные дороги, отмечает представитель Росавтодора, в случае отмены транспортного налога регионам необходимо заранее продумать меры поддержки своих дорожных фондов. Но регионы финансируют дороги и за счет федеральных денег, напоминает представитель Росавтодора: в 2016 г. эти субсидии и межбюджетные трансферты составят 130 млрд руб. Собранная плата за проезд с грузовиков тоже будет тратиться на региональные дороги.

Отмена транспортного налога для лиц, платящих за проезд по федеральным трассам, подчеркивает налоговый характер этих платежей, говорит Сергей Еремин из Herbert Smith Freehills. Платеж «Платону» нужно включить в Налоговый кодекс: ставки устанавливаются законами, а не подзаконными актами, добавляет партнер KPMG Михаил Орлов. Депутаты КПРФ уже попросили Конституционный суд проверить конституционность законодательства, которым введена система сбора платы с грузовиков.

Из-за «Платона» продолжает меняться схема финансирования регионального строительства – деньги начнут поступать через «Платон» и Росавтодор, констатирует председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов. Если регионы не получат компенсации из федерального бюджета, то им придется искать другие источники финансирования, отмечает он, например добиваться введения платы за проезд грузовиков по региональным дорогам.

Экономика «Платона» была просчитана крайне неудачно, комментирует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова: видимо, из-за отсутствия конкурса. Не стоило ломать существующую систему финансирования дорог, тем более в кризис, заключает Акиндинова: особенно учитывая, что издержки от «Платона» – платеж концессионеру и возможные потери по транспортному налогу – уже почти сравнялись с доходами от него.